Версия для слабовидящих

Знакомые все лица…

«Знакомые все лица…» омские художники в фотографиях Михаила Фрумгарца и Марка Фрумгарца, фотовыставка, посвященная 70-летию омской организации Союза художников. Фотография. ГМИО; куратор Л.Г. Шорохова. Омск; ГМИО (Куйбышева, 48). 15 ноября – 15 декабря 2002.

 

Аннотация

Лица, запечатленные на фотографиях Михаила и Марка Фрумгарцев, действительно, знакомы многим омичам – любителям изобразительного искусства.

Но не только этим интересна новая выставка Городского музея «Искусство Омска». Любознательный зритель обязательно обратит внимание на хронологию снимков: 1940-е – 1990-е гг. – более чем полувековая история художественной жизни Омска отразилась в фотографиях отца и сына Фрумгарцев.

Омская организация Союза художников России отмечает в нынешнем году свое 70-летие. Из этих  70 лет более чем пятьдесят рядом с художниками всегда была внимательная, все замечающая и доброжелательная фотокамера.

Михаил Иосифович Фрумгарц начал снимать художников еще в 40-е годы, когда сам увлекался рисованием, посещал изостудию, где и познакомился с А.Н. Либеровым, а потом и с другими омскими мастерами.

Интересные лица, своеобразные характеры, неожиданные сюжеты, возможность соединить две свои страсти – изобразительное искусство и фотографию – навсегда привязали Михаила Иосифовича к Дому художников.

На склоне лет он решил передать дело жизни из рук в руки сыну, и в начале 80-х годов, подхватив эстафету, фотолетописцем омской художественной жизни стал Марк Михайлович.

img226
название «Знакомые всё лица…» фотовыставка, посвященная 70-летию омской организации Союза художников
содержание портреты омских художников
вид искусства фотография
организаторы Омская организация Союза художников России; Городской музей «Искусство Омска
состав произведения М.И. Фрумгарца, М.М. Фрумгарца
время 15 ноября – 15 декабря 2002 года
место Омск; Выставочный зал Дома художника (Лермонтова, 8).
жанр юбилейная, персональная
идея Л.Г. Шорохова
куратор Л.Г. Шорохова
экспозиционер О.И. Говорков
дизайн
издательский пакет
автор аннотации Л.Г. Шорохова

В фотоархиве, созданном отцом и заметно приумноженном сыном, хранятся тысячи негативов. Кажется, фотокамера не обошла своим вниманием ни одну из сторон жизни творческой организации.

Художники в мастерских, на этюдах, в дружеском застолье, на выставках, собраниях и заседаниях художественных советов, в минуты веселья и в дни печали … — в архиве есть все. И каждая фотография может стать поводом для отдельного рассказа.

Михаил Иосифович снимал художников постоянно – день за днем, год за годом, не пренебрегая никакими сюжетами, не разделяя их на высокие и низкие. Следует этому правилу и Марк Михайлович. И вот когда смотришь теперь на фотографии, снятые таким образом, то видишь совершенно отчетливо, что они замечательно передают движение времени.

И дело не только в том, что на снимках меняются, взрослеют, мужают вчерашние молодые люди. Меняется все! И пейзаж, и одежда, и тематика картин, попадающих в кадр, и другие, менее существенные подробности, – все с неумолимой точностью указывает на время, когда был сделан тот или иной кадр.

Пять десятилетий, отделяющих самый ранний из представленных на фотовыставке снимков (1947 г.) от дня сегодняшнего, вобрали в себя громадное количество событий в  жизни омских художников, в истории их творческой организации. И все они, так или иначе, отразились в фотолетописи Фрумгарцев.

Десятилетиями наблюдая в объектив за своими друзьями – художниками, Михаил Иосифович был совершенно уверен, что когда-нибудь его снимки станут документами истории, наглядным свидетельством неустанного движения времени. Именно так и случилось. Выставка «Знакомые все лица… » доказывает это вполне убедительно.

Среди 120 черно-белых фотографий, представленных в экспозиции, зрители найдут и чисто репортажные снимки, и забавные жанровые сценки, остро подмеченные всевидящим объективом, и парадные, постановочные, срежиссированные портреты – с точно выверенной композицией, классическим освещением и, вместе с тем, не лишенные психологизма.

Интересны групповые портреты. Жанр этот труден и оттого, видимо, не любим сегодняшними фотохудожниками. А Михаил Иосифович превосходно владел старинным умением выстроить многофигурную  композицию, придав ей при этом вид естественный и непринужденный.

Он был Мастер. Он добивался желаемого результата без всяких технических ухищрений, головоломных трюков, невероятных ракурсов и сдвигов. В его снимках все очень просто. Но в этой кажущейся безыскусности, вероятно, и заключается секрет их очарования.

Людмила Шорохова