Архив
Новые поступления в фонды ГМИО. Период 2000–2003 гг.
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: ГМИО Комплектование коллекции ГМИО
А.В. Бородавкин, А.У. Трофимова
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ФОНДЫ ГМИО. ПЕРИОД 2000 – 2003 гг.
Комплектование фондов ГМИО с первых лет осуществлялось в русле генеральной темы развития музея – «Гений места», зависело, как и во всех музеях, от финансирования этой статьи расходов, от выставочной активности музея и было подчинено основному принципу: собирание не только уникального, но и характерного для местной художественной культуры. В этом состояло главное отличие данного музея от музея классического образца, собирающего в своих фондах только наиболее выдающиеся образцы искусства. Поставив своей задачей построить в будущей экспозиции мифопоэтический образ города, музей с первых дней сосредоточил свое внимание на общем процессе развития художественной культуры Омска и его окрестностей.
Следует отметить, что своим рождением музей во многом обязан ситуации в художественной культуре города начала 90-х. К этому моменту в городе уже существовал сильный Союз художников, два ВУЗа готовили кадры для творческой деятельности в области искусства, а так же для преподавания в художественных школах, которых в городе было 22.В конце 80-х в начале 90-х возникает большое количество неформальных художественных объединений, общее число участников которых было сопоставимо с числом членов Союза художников, но чья активность была на порядок выше. Город переживал всплеск художественной жизни. Новые имена в художественной среде открывались ежечасно. Омск называют художественной Меккой Сибири. Основания для этого есть. К середине 90-х годов Омск входит в первую десятку городов России по количеству учреждений культуры на состав населения.
В этот период собиранием произведений искусства омских авторов занимаются два музея в нашем городе: ОМИИ им. М.А. Врубеля и ОГИК музей. И у того и у другого к этому моменту сформированы неплохие коллекции живописи, графики, ДПИ … Ни для того, ни для другого эти коллекции не являются профильными. Ни перед тем, ни перед другим не стоит задачи пополнять их, с тем, чтобы представить хоть сколько-нибудь полно изобразительное искусство, родившееся в Омске. И тот и другой в силу уже сложившейся стратегии и идеологии работают с классическими образцами прошлого, оставляя за современным искусством право — понравиться отдельными произведениями.
Возникновение в 1991 году нового музея вносит в ситуацию некоторые перемены: Возникает музей, который напрямую заинтересован в контакте с современным художественным процессом, который подчинен генеральной теме развития – «Местная художественная культура». Коллекция этого музея является принципиально открытой для комплектования произведениями современного искусства. Музей активно включается в выставочную деятельность, проводит крупные выставочные проекты с привлечением представителей всех неформальных художественных объединений, приобретает у молодых художников работы, формирует фонды живописи, графики, скульптуры, ДПИ, фотографии, фонд личных архивов, фонд печатной продукции. В свою коллекцию музей приобретает работы по принципу «уникальное и характерное». Таким образом, начинает формироваться собственная история развития художественной культуры города Омска.
Для художников, как членов СХ, так и для принципиальных противников официального членства появление данного музея оказалось важным еще и потому, что перемены, происходящие в это же десятилетие, поставили под вопрос многое из достигнутого за предшествующие десятилетия. Со сменой политического и экономического строя рухнула система госзаказа, обеспечивающая отделениям Союза художников на местах стимулировать творчество художников. В 1997 году была упразднена сама профессия «художник», исчезли записи в трудовых книгах, а вместе с ними исчезло последнее основание на поддержку со стороны государства.
Характер отношений «власть – художник» радикально изменился именно в тот момент, когда художники и культура в целом больше всего нуждались в поддержке.
Заказчиком на произведения искусства стал рынок, частное лицо, что не замедлило сказаться на качестве продукции. Уровень профессионализма стал заметно падать, склоняться в сторону массовой культуры.
Эти перемены самым непосредственным образом отразились и на процессе формирования фондов музея. К своему десятилетию в 2001 году музей имел в составе своих фондов одиннадцать основных направлений комплектования: фонд живописи, фонд графики, фонд скульптуры, фонд ДПИ, фонд объектного искусства, фонд фотографии, фонд детского спонтанного рисунка, фонд художественного образования, фонд дизайна, фонд личных архивов, фонд печатной продукции.
В недолгой истории музея прослеживается несколько этапов, резко отличающихся условиями комплектования фондов. Так первый этап 1991 – 1996 гг. отличается от последующих тем, что до 1996 года музейные приобретения финансировались муниципальной властью. В этот период была собрана коллекция произведений, созданных в основном именно в данный промежуток времени. В фондах музея достаточно полно отразилась художественная ситуация города начала – середины 90-х годов. Сравнительно меньшую часть приобретенного составили работы художников старшего поколения, работы предыдущих десятилетий.
Второй этап музейного комплектования (1996 – 2000) связан, в основном, с негативными факторами, такими как отсутствие финансирования, отсутствие собственных выставочных площадей, не говоря уже о постоянной экспозиции. Музей имел в своем распоряжении пространство в 150 кв. м., служившее хранилищем коллекции. Выставочные проекты проводились на арендных площадях, на различных городских площадках. Любые приобретения осуществлялись за счет даров, но даже и в этих случаях музейные специалисты сталкивались с проблемой безопасного хранения, размещения в фондах. В течение второго этапа учреждались и формировались новые направления комплектования, однако этот процесс скорее определял перспективы комплектования, нежели решал эти задачи. Исключением из правила являлась схема передачи по итогам финансового года муниципальной властью работ омских художников, членов ОО СХ РФ, полученных в качестве арендной платы за использование творческих мастерских.
Третий этап можно определить начальной датой – временем предоставления музею своего здания. Осенью 2000 года музейные фонды были перемещены в здание бывшей коррекционной школы № 13. расположенной по адресу: ул. Куйбышева, 48. К этому времени хранителями музея совместно с Ученым Советом музея был проведен полный анализ фондов и составлена общая схема, в которой отражались первоочередные задачи дальнейшего комплектования. К таковым относились 60-е — 70-е годы развития изобразительного искусства в Омске, первоначальный этап возникновения неформальных творческих объединений в середине 80-х. На третьем этапе сохранилась схема передачи работ по взаимозачету между городом и ОО СХ РФ. В результате данных передач в 2002 году в фонды музея поступило 34 произведения живописи и графики, в 2003 – 4 работы. В начале 2003 года впервые после долгого перерыва музею были выделены средства на приобретение трех работ художника Станислава Белова, среди которых две относятся к середине 70-х, одна к середине 80-х годов.
Полученное в распоряжение музея здание позволило, не дожидаясь капитального ремонта, организовать свои выставочные пространства и с помощью проводимых выставочных проектов решать проблемы комплектования фондов за счет подаренных музею работ. Первый крупный выставочный проект, прошедший в стенах нового здания, был посвящен роли выпускников «Худграфа» в возникновении и существовании неформальных художественных объединений конца 80-х – начала 90-х годов. В результате проведения данного проекта в фонды музея в дар от искусствоведа – Галины Гурьяновой поступила коллекция живописи и графики – «Коллекция Авиагородка», представляющая результаты творчества неформального объединения середины 80-х, времени, предшествующего рождению объединений «ЭХО», «Пульс», «Башня», «Крест» и т.п. Среди имен авторов были представлены Николаенко О, Трифонов Е, Муратов Д, Гурьянов И Организатор и участник художественных объединений «Пульс», «Март» – А. Ширяев опубликовал на данной выставке архив, состоящий из учредительных документов, протоколов заседаний, большой коллекции фотографий художников, отдельных произведений и экспозиций. Такой же архив, касающийся истории существования «ЭХО» был представлен лидером группы – В. Владимировым. И та и другая коллекция в качестве ксерокопий вошла в состав архива ГМИО, и если учесть, что данные объединения были самыми крупными и наиболее стабильными для того периода, можно отметить, что данный блок документов существенно дополнил картину развития художественной жизни конца 80х – начала 90-х.
Задача комплектования произведений живописи и графики 60-х – 70-х решалась в этот период благодаря сотрудничеству с ОО СХ РФ. Выставки работ В.В. Кукуйцева и Л.А. Зотиковой положили начало долговременному музейному проекту, посвященному творчеству шестидесятников, «Проверено временем». В.В. Кукуйцев и Л.А. Зотикова предали в дар музею 126 живописных и графических работ периода 60-х – 70-х.Ценность данной коллекции определяется прежде всего тем, что работы, переданные В.В. Кукуйцевым представляют творческий путь автора настолько полно, что могут быть расценены как творческое наследие художника. Вместе с уже находившимися в фондах ГМИО работами В.В. Кукуйцева данная коллекция является наиболее полной из существующих на сегодняшний день собраний работ автора. Коллекция работ Л.А. Зотиковой представляет из себя портретный ряд, выполненный автором по заказу руководства ПХБО «Восток», а так же серию натюрмортов 70-х. Портреты работниц ПХБО «Восток» – пожалуй, все, что осталось в омских музеях от существовавшей некогда галереи произведений омских авторов, размещавшейся на территории данного объединения. Как известно, коллекция ПХБО «Восток» складывалась под непосредственным руководством директора ПХБО Ивана Ильича Подковки с начала 70-х годов. Крупное промышленное предприятие оказалось одновременно и в роли заказчика, и покупателя, и мецената по отношению к современным художникам. Это была первая в г. Омске попытка создать художественную галерею из работ известных омских авторов. Большая часть работ закупалась у художников, некоторые произведения авторы передавали в дар. Портретная часть коллекции создавалась на условиях заказа, исполнителем выступало Омское отделение Союза художников. Внутри предприятия был организован музей, посвященный истории ПХБО.
В результате сложившихся деловых и личностных отношений между ПХБО «Восток» и ООСХР сформировалась достаточно представительная коллекция живописи и графики, насчитывающая более ста работ наиболее известных омских художников. Большая часть работ по качеству исполнения соответствовала музейному уровню и представляла бесспорный культурный интерес для города, а наличие в собрании таких имен как К. Белов, Т. Козлов, В. Кукуйцев, Г. Штабнов, Н. Третьяков и др. придавали коллекции особое значение.
Судьба данной коллекции и музея оказалась тесно связанной с судьбой самого ПХБО «Восток», поэтому после смены руководителя, акционирования и последовавшей за этим остановкой предприятия, музей, был расформирован (из экспонатов сохранились только два архитектурных макета производственного объединения, наградные знамена, грамоты). Переговоры с основателем о судьбе коллекции и возможной ее передаче в музейные фонды, которые Городской музей «Искусство Омска» вел с декабря 2001 года, были прерваны трагическим обстоятельством – смертью Ивана Ильича.
На сегодняшний день данная коллекция находится в частных руках и для широкого зрителя недоступна. В фондах ГМИО осталось лишь свидетельство о прежнем существовании данной галереи.
В рамках проекта «Проверено временем» в музее прошли выставки И. Желиостова и Б. Николаева, Г. Катилло-Ратмирова и Ю. Давыдова, В. Белана. После каждой выставки в фондах музея оставались переданные в дар наиболее значительные, этапные произведения авторов. Таким образом значительно улучшилась ситуация в музейных фондах, представляющая искусство «шестидесятников».
В 2001 году в результате подобных передач в музейные фонды поступило 95 работ омских авторов, в 2002 году – 177 произведений живописи и графики, из которых 61 работа предварительно экспонировалась в выставочном зале ОО СХ РФ, и затем выставка почти в полном составе была передана в фонды музея.
Организация и проведение музеем выставки-конкурса художественной фотографии «Объективная реальность» позволило оставить в фондах музея 33 фотоработы. Комплектование музейных фондов фотоработами оправдывается в данном случае не только общим развитием данной сферы и появлением художественной фотографии как таковой. В фондах ГМИО хранится коллекция фото негативов общим количеством более 18000 единиц фотохудожника – М.И. Фрумгарца, представляющая фото летопись города Омска начиная с 1949 г. Работы современных фотохудожников дополняют данную коллекцию, продолжая ее во времени.
Ежегодная организация и проведение выставки-конкурса детского художественного творчества «Мой город» сформировали в фондах музея достаточно богатую коллекцию детских рисунков, насчитывающую более тысячи экспонатов. Данная коллекция отражает одновременно состояние дополнительного художественного образования в городе, поскольку детские художественные школы и школы искусств принимали в нем на протяжении всех лет самое активное участие. Только в 2001 году в фонды музея поступило 125 детских работ, в 2002 – 48 работ.
Таким образом за период 2000 – начало 2003 года музейные фонды значительно пополнились произведениями, заполняющими основные пробелы в музейном собрании. Владея достаточно представительной коллекцией работ омских авторов, Городской музей «Искусство Омска», готовится к построению постоянной экспозиции, призванной воплотить первоначально поставленную задачу – создание мифопоэтического образа города.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.