Архив
Педагогические проекты художественных музеев Омска: история и современность
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: ГМИО Музеология
Г.Ю. Мысливцева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ОМСКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*.
Мысливцева Г.Ю. Педагогические проекты художественных музеев Омска: история и современность // Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции. Материалы Второй всероссийской конференции «Культура интеллигенция Росси в эпоху модернизаций (XVIII-XX вв.). 28-30 ноября 1995 г. В дух томах. Т.1 Омск: Сиб.филиал РИК, ОмГУ, 1995. С.187-190.
Использование музейных коллекций в педагогических целях имеет давнюю историю. Совпадение целей музея и школы никогда не были случайными. Господствующий тип трансляции культуры всегда накладывал отпечаток на тот и другой общественный институт.
Что происходило в области музейной педагогики в Омске в течение ХХ века? Какие педагогические идеи и проекты возникали? Какие были осуществлены? Несмотря на отдельные сведения, появляющиеся в публикациях, обобщающегося исследования на эту тему не проводилось. Это – первая попытка дать исторический обзор педагогической деятельности художественных музеев Омска, начиная с 1920-х годов, с момента создания Сибирской художественно-промышленной школы (впоследствии – техникума им. М.А. Врубеля) и картинной галереи при Краевом музее.
Учебный музей «изящного и прикладного искусства» открылся при Художественно-промышленной школе 26 сентября 1920 г. (Государственный архив омской области. Ф.300). Преподаватель технического рисования Сергей Андреевич Пахотин собрал в музее живопись, скульптуру, образцы декоративно-прикладного и народного искусства России и зарубежных стран: «фарфоровые и фаянсовые вазы, исполненные китайскими и японскими мастерами, изделия уральских камнерезов, работы вятских кустарей, …живопись французских, немецких итальянских художников» (Девятьярова И.Г., 1988).
Позднее в музей попали предметы из учебных этнографических экспедиций по Сибири, служащие образцами «сибирского стиля». Планировалось создать строительный отдел с образцами строительных материалов. Чертежи многих памятников мирового зодчества, выполненные С.А. Пахотиным в Одесском училище, в музее уже были, но приглашался еще и столяр-краснодеревщик для изготовления по чертежам моделей построек. Предметы декоративно-прикладного искусства использовались для изучения стилей (один из основных предметов) и в учебных постановках по рисунку и живописи. Коллекция музея отвечала задачам учебного заведения, введшего в свой Устав «принцип единого искусства, имеющего различные виды проявления в живописи, скульптуре, архитектуре художественной промышленности» и способствовавшего формированию целостного представления о жизненной среде, так необходимого художнику.
В 1924 г. при Краевом музее появилась новая картинная галерея, впоследствии ставшая Омским областным музеем изобразительных искусств. Создатель галереи Федор Васильевич Мелехин до приезда в Омск занимался преподавательской деятельностью в Самаре и печатал там статьи по вопросам самообразования. В экспозицию картинной галереи он предполагал ввести материалы и инструменты художника, чтобы «наглядно показать зрителям процесс художественного творчества», мечтал открыть при музее «показательную керамическую мастерскую: ее изделия, создаваемые на основе изучения богатого сибирского орнамента и художественных образцов… помогали бы воздействовать на массы и человека, преображать современный быт».
Ни один из этих проектов в те годы не был осуществлен, а музей в последующие десятилетия вынужден был решать проблемы не столько эстетического, сколько политического воспитания.
Значительные перемены произошли в музее изобразительных искусств в 1980-е годы. Появились новые педагогические программы, составленные с учетом потребностей школ и родителей: воскресные клубы, предоставляющие детям возможность самостоятельного творчества в музее, циклы занятий для разных возрастных групп, курсы повышения квалификации для педагогов, занятия в фондах. К этому времени относятся первые дидактические выставки «Помощники художника» (1988 г.) и «Искусство бумажного листа» (1992 г.). Они помогали ввести ребенка в мир искусства как в творческую мастерскую. Для этого были не только показаны материалы и инструменты живописца, график, скульптора, но и устроены места для самостоятельной работы, введены различные объекты действия, активизирующие восприятие. Пространство дидактической выставки давало богатые возможности для проведения занятий с детьми. Поэтому при проектировании в 1992 г. Детского центра музея, в нем были предусмотрены залы для дидактических выставок и экспозиции детских работ, а кроме того – мастерские для учебных занятий. Задачами центра было эстетическое воспитание, развитие воображения и творчества и художественное образование в мастерских и музейных залах. В полной мере осуществить проект не удалось, но в новом здании музея проектируется зал дидактических выставок.
В начале 1990-х гг. в Омске появилось несколько новых музеев. Один из них, Дом-музей старейшего омского художника К.П. Белова, сразу поставил перед собой педагогические задачи (курсы по обучению забытым ремеслам, клубы мастеров, группы развивающего обучения для школьников). Детская группа в 1993 г. переросла в Славянскую школу им. К.П. Белова, и, по мнению создавшей школу и музей В.К. Беловой, – это первые шаги по возрождению в Омске художественно-промышленного техникума. Созданный в 1994 г. «Либеров-центр» – музей, посвященный творчеству А.Н. Либерова, – открыл у себя Ассоциированую школу под эгидой ЮНЕСКО для детей 4-6 и 7-11 лет. Главная идея школы – обучение профессиональным основам реалистического и академического искусства с учетом возрастных особенностей детей.
Бесспорной образовательной и воспитательной ценностью обладают коллекции омского краеведа В.И. Селюка. Целый ряд выставок, проведенных им в разных залах, демонстрировал предметы личного быта омичей конца XIX – начала ХХ века, документы, книги, фотографии, канцелярские принадлежности и даже строительные материалы. Все эти старые вещи в интерпретации В.И. Селюка оживали, становились носителями духовной энергии и душевной теплоты их бывших владельцев. Будущий музей городского быта, созданный на основе этих коллекций, осветит частную и общественную жизнь горожан разных сословий, национальностей и вероисповеданий.
Педагогические проекты Городского музея «Искусство Омска», начавшего свою деятельность в 1991 г., направлены на развитие художественного восприятия и визуального мышления. Коллекция современного искусства Омска должна способствовать этому. Выставки музея носят концептуальный, философский характер. Школа-студия. Работающая по авторским программам, будет учить видеть, мыслить и творить. Для этого в музее предусматривается цикл дидактических экспозиций: «Рождение формы – рождение смысла» и открытее творческих мастерских.
Можно отметить известную преемственность в проектах начала и конца века. Превалирующей идеей стало соединение музея и мастерских («американский метод»). В последние годы появляются проекты, стремящиеся к активизации восприятия и осмысления искусства – отсюда популярность проблемно-дидактических экспозиций, заставляющих думать и переживать. Для крупных музеев, имеющих богатые коллекции. Характерно систематическое использование их в работе со школьниками, для чего составляются специальные программы по предметам эстетического и искусствоведческого циклов. И, несмотря на то, что не все проекты в настоящее время осуществились, тенденция ко все большей интеграции музея и учебных заведений очевидна.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.