Архив
Сотрудничество Омского государственного университета с художественными музеями города. Проект музея-лаборатории
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музейная педагогика Музеология
Г.Ю. Мысливцева
СОТРУДНИЧЕСТВО ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МУЗЕЯМИ ГОРОДА. ПРОЕКТ МУЗЕЯ-ЛАБОРАТОРИИ*.
Мысливцева Г.Ю. Сотрудничество Омского государственного университета с художественными музеями города. Проект музея-лаборатории // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы. Тезисы докладов региональной научной конференции, посв. 30-летию ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Часть 3. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. С.272-276.
Являясь источниковой базой для профильных наук, музеи по определению должны сотрудничать с вузами. Не случайно после революции в России делами музеев занималась Главнаука – Главное управление научных, художественных и музейных учреждений Академического центра Наркомпроса. Функции научных учреждений выполняли краевые музеи, в том числе Омский, где работали такие выдающиеся ученые, как П.Л. Драверт и А.Ф. Палашенков. Директора двух современных крупнейших музеев Омска – ОГИК музея и ООМИИ им. М.А. Врубеля – профессора П.П. Вибе и Б.А. Коников являются представителями научных кругов города.
Художественные институты и училища в учебных целях всегда создавали собственные коллекции. Известны музеи при Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге (ЛВХПУ им. В.И. Мухиной), при Строгановском училище в Москве (МВХПУ), по образцу которого создавался омский худпром, также скомплектовавший свое музейное собрание. Из всех подобных музеев только Музей Академии художеств получил статус научно-исследовательского, во многом благодаря тому, что в 1937 году при Институте живописи, скульптуры и архитектуры был создан факультет теории и истории изобразительного искусства. Воспитанники Академии художеств не ограничивались работой в классах и мастерских, но также занимались копированием произведений великих мастеров в залах Эрмитажа и Русского музея.
Вузы, готовящие специалистов-гуманитариев, также нередко имеющие собственные коллекции (например, археологические), в исследовательских и учебных целях неизменно обращаются к собраниям публичных музеев как историко-краеведческого, так и искусствоведческого профилей. Такую форму взаимодействия можно охарактеризовать как пассивную.
Наибольший интерес для нас представляют проекты, в которых вузы и музеи становятся равноправными участниками. И такие примеры в Омске не редкость. В 1986 году ОГПИ им. А.М. Горького и ООМИИ организовали совместную выставку «Тайны древних курганов» (кураторы профессор ОГПИ, к.и.н. Б.А. Коников и искусствовед И.В. Спирина). Опыт был продолжен в 1988 году выставкой «Древние сокровища Сибири», организованной ООМИИ уже совместно с ОмГУ (кураторы профессор ОмГУ, д.и.н. В.И. Матющенко и искусствовед ООМИИ И.В. Спирина). Помимо того, что выставки познакомили широкие круги омичей с памятниками истории Древней Сибири, они ввели археологический материал в научный оборот благодаря изданию каталогов, отвечающих серьезным академическим требованиям.
В 1990-е годы начинается новый этап в развитии сотрудничества музеев и вузов. Его можно проследить на примере взаимодействия Омского государственного университета с музеями города. В первую очередь следует отметить увеличение числа конференций, посвященных проблемам культуры, и участие в них как теоретиков и историков, так и музейных практиков.
В числе организаторов Научной конференции памяти Н.М. Ядринцева в октябре 1992 года значатся ОмГУ и ОГИК музей. Обращает на себя внимание участие в этой краеведческой конференции музейных сотрудников-искусствоведов: И.Г. Девятьяровой, Т.В. Еременко, Г.Ю. Мысливцевой, В.Ф. Чиркова – директора недавно образованного Городского музея «Искусство Омска». С этого времени постоянно сотрудничают с учеными омских вузов научные сотрудники местных художественных музеев: Г.Г. Беляева, Л.К. Богомолова, И.Г. Девятьярова, А.Н. Гуменюк, Т.В. Еременко, В.П. Касьянов, Г.Ю. Мысливцева, И.В. Сирина, В.Ф. Чирков.
Образованный в 1993 году в Омске СФ РИК стал консолидирующей силой, привлекающей к участию в своих проектах все вузы и музеи города. Можно назвать областную научно-практическую конференцию «Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования», прошедшую в мае 1993 года, и периодически повторяющуюся Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную проблемам культуры и интеллигенции России. Первая конференция этого цикла – «Культура и интеллигенция России в переломные эпохи (ХХ в.)» – прошла в ноябре 1993 года. В числе принявших в ней участие искусствоведов были не только омичи, но и представители художественных музеев Барнаула, Павлодара, Томска, Читы, Челябинска.
Особенностью данного научного форума стала специально подготовленная к этому событию в ООМИИ выставка «Искусство белой столицы» (куратор И.Г. Девятьярова). Экспозиции как типично музейные формы презентации, дополнившие дискуссии ученых, свидетельствовали о более глубокой интеграции исторических, культурологических и искусствоведческих исследований.
В 1995 году Вторая всероссийская научная конференция «Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII-XX вв.) сопровождалась научно-практической выставкой «Возвращая забытое… (из невостребованного культурного наследия)», подготовленной научными сотрудниками ООМИИ при участии ГАОО и ЦДНИОО. Для участников конференции был издан каталог-путеводитель по выставке. В 2003 году ООМИИ уже входит в число организаторов данной конференции, как и целого ряда других инициируемых ОмГУ и СФ РИК акций.
С другой стороны, ООМИИ, с 1996 года носящий имя М.А. Врубеля, часто сам становится инициатором научных конференций, семинаров и коллоквиумов, приглашая ОмГУ к участию в них в качестве соорганизатора. Как правило, это проекты, объединяющие все научные и художественные силы города. Они привлекают к себе внимание вузовских ученых и музейных практиков из Сибири, России и из-за рубежа. Достаточно назвать традиционные «Декабрьские диалоги» – ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную памяти основателя музея Ф.В. Мелехина, Международный летний семинар «ХХ век: художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур», Осенний коллоквиум «Памятники археологии и художественное творчество». Постоянными участниками музейных конференций являются профессора ОмГУ В.Г. Рыженко, В.И. Матющенко, Н.А. Томилов, Е.А. Акелькина, доценты Н.И. Лебедева, Г.А. Мухина, Л.И. Погодин.
Тесные связи образовались у ОмГУ с появившимися в начале 1990-х годов в Омске новыми музеями, непосредственно связанными с местной локальной культурой. Самое непосредственное участие в становлении концепции и проектах Городского музея «Искусство Омска» принимали профессор, к.и.н. В.Г. Рыженко, профессор, д.и.н. В.И. Матющенко, доцент, к.ф.н. В.М. Шкарупа, вошедшие в состав Ученого совета ГМИО. Интересный опыт соединения археологического материала из коллекции университетского музея и произведений современного искусства в экспозиции-инсталляции «Художник в знаковом поле архаики: Древнее искусство Прииртышья. Керамика – Современное искусство Омска. Евгений Дорохов. Живопись» (куратор Г.Ю. Мысливцева) произошло 1997 году. От ОмГУ в выставке участвовали профессор, д.и.н. В.И. Матющенко и ст.н.с. И.В. Толпеко.
В выработке концепции и в определении направлений исследовательской деятельности художественного музея «Либеров-центр» принимали участие профессора ОмГУ д.и.н. Н.А. Томилов, к.и.н. В.Г. Рыженко, к.и.н. Н.М. Генова, доценты к.и.н. Г.М. Патрушева, к.и.н. Н.И. Лебедева.
Прошедший в «Либеров-центре» в 1998 году Круглый стол «Накануне новоселья» помог музею определить генеральные темы научных исследований и комплектования фондов – сибирский пейзаж и эстетическое воспитание. Дальнейшее сотрудничество ОмГУ, СФ РИК и «Либеров-центра» выразилось в проведении таких крупных междисциплинарных проектов, как «Сибирский пейзаж – пространство мифов» (2000), «Учителя и ученики. Связь поколений» (2000-2001, к 90-летию народного художника А.Н. Либерова), «Сибирский сад – территория мечты» (2002), «Академия художеств: история и современность. Освоение культурного пространства Сибири» (2003). В 2004 году запланирован научный семинар в форме Круглого стола «Малые музеи в контексте местной культуры» (к 10-летию ГОХМ «Либеров-центр»). Все проекты предусматривали научные конференции или семинары, дискуссии на круглых столах и сопровождались развернутыми выставочными программами. Художественные выставки создавали проблемное поле для обсуждения важных, зачастую мировоззренческих проблем. Завершались «научно-художественные» проекты изданием сборников материалов.
С появлением в ОмГУ новых специальностей – «культурология» и «музеология» необходимость сотрудничества вуза с музеями становится еще более очевидной. Для воспитания грамотных специалистов не достаточно организации эпизодической музейной практики для студентов. Необходима собственная экспериментальная площадка. Ею может стать Музей-лаборатория при ОмГУ. Кабинет – выставочный зал позволил бы студентам осуществлять собственные экспозиционные идеи, на практике осваивая непростой язык музейной презентации и самые современные коммуникационные технологии.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.