Архив
Городскому музею «Искусство Омска» – 15 лет
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: ГМИО
Г.Ю. Мысливцева
ГОРОДСКОМУ МУЗЕЮ «ИСКУССТВО ОМСКА» – 15 ЛЕТ.
Мысливцева Г.Ю. Городскому музею «Искусство Омска» – 15 лет. // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 321-323
Городской музей «Искусство Омска» возник в начале 1990-х, то есть на гребне «перестройки». Идея его создания пришла в голову искусствоведу-философу Владимиру Чиркову, и сегодня поражающему нас грандиозными региональными и международными проектами. Датой рождения музея считается 21 февраля 1991 года – день принятия исполкомом Омского городского Совета народных депутатов решения о создании «Музея художественной культуры и быта г. Омска», с ноября 1992 года за ним закрепилось название Городской музей «Искусство Омска», сокращенно – ГМИО.
Предпосылкой для создания подобного музея стал невероятный подъем творческой активности молодых художников, наблюдавшийся в Омске во второй половине 1980-х годов. Начало широкому неформальному движению было положено Экспериментальным художественным объединением «ЭХО» (1987). За ним последовали «Крест», «Ученики Глазунова», «Башня», «АЛЕФ»… Из этой довольно разнородной среды вышли такие творческие личности, как Владимир Владимиров, Сергей Тырков, Владимир Бугаев, Дамир Муратов. Интересные процессы наблюдались не только в кругу откровенных неформалов. В полную силу работали Георгий Кичигин, Виктор Погодин, Георгий Пилипенко… В это время заявили о себе Сергей Александров, Николай Молодцов, Евгений Дорохов, Александр Капралов и многие другие. Тогда же в искусство Омска вошли Марина Усова, Татьяна Бугаенко, Людмила Зырянова, Антон Сташевич, окончившие местный технологический институт. Дополняли картину выпускники иногородних учебных заведений: Татьяна Колточихина, Татьяна Дашкова, Сергей Сочивко, а также художники без специального образования, какими были Андрей Титов, Артур Муратов, Василий Сироткин.
Подобно перенасыщенному раствору местная среда начала выталкивать из себя отдельных авторов. Художники уезжали из Омска – в Санкт-Петербург, Москву, Германию… Вместе с авторами покидали город их произведения. Это не могло не вызывать тревогу искусствоведов и музейных сотрудников. Ситуация осложнялась практически полным прекращением финансирования закупок в Омском областном музее изобразительных искусств. Город же, имевший в то время хорошие налоговые поступления от нефтезавода, мог позволить себе платить за художественные произведения, являющиеся плодами свободного творческого волеизъявления их авторов. Благодаря закупкам первых лет музей владеет сейчас великолепной коллекцией искусства Омска конца 1980-х – начала 1990-х годов.
Уже первые крупные акции ГМИО (выставки-симпозиумы «Накануне рубежа веков» в 1994 году и «Война и Мир или Ад и Рай» – в 1995, региональная выставка-конференция «Человек в пространстве времени» – в 1996), на которые собирались искусствоведы, философы, культурологи из Москвы, Екатеринбурга и многих городов Сибири, показали, что новый музей тяготеет к современным научным подходам, связанным с изучением местной культуры как целостного явления. Ориентация на современное искусство уступила место исследованиям в области региональной и территориальной идентичности. Генеральной темой музея стало изучение «Genius Loci», то есть присущего нашему городу «Духа места», запечатленного во множестве художественных и документальных текстов.
Сегодня в музее комплектуются коллекции дизайна, объектного искусства, художественной и документальной фотографии, печатной продукции. В фонде личных архивов хранятся материалы о выдающихся деятелях культуры и искусства Омска. Среди них – архив руководителя Омского русского народного хора Георгия Пантюкова, рисунки и рукописи поэта Аркадия Кутилова. Научный архив отражает события художественной жизни Омска в каталогах, афишах, пригласительных билетах, фотографиях, видеозаписях. А многотысячная коллекция фотонегативов Михаила Фрумгарца хранит виды Омска и портреты деятелей культуры, начиная с 1940-х годов.
Не менее значим фонд «Художественное образование», где собраны учебные работы студентов художественно-графического факультета ОГПИ (Институт искусств ОмГПУ) и художественно-технологического факультета ОмТИ (ОГИС), а также богатейшая коллекция, представляющая творчество учащихся Детских художественных школ и студий. С 1996 года ГМИО проводит выставку-конкурс детских творческих работ «Мой город», после которой лучшие творения детей попадают в музейные фонды. Собран также небольшой фонд детского спонтанного рисунка.
Особое внимание музей уделяет комплектованию произведений, запечатлевших образы города. Омск исторический и современный, праздничный и обыденный, парадный и индустриальный, реальный и фантасмагорический отражен в произведениях профессиональных и самодеятельных художников, в художественной и репортажной фотографии, в детском творчестве.
За 15 лет изменилась многое, однако город не отказался от своего музея, отражающего и «Genius Loci», и душевное состояние омичей. Тем не менее, уже с 1996 года прекратилось финансирование музейных закупок, и коллекции музея «растут», главным образом, за счет даров. Самыми щедрыми «меценатами» выступают художники старшего поколения: Валентин Кукуйцев и Любовь Зотикова, Анатолий Чермошенцев, Иван Желиостов, Виктор Маслов, да и многие другие авторы.
В 1999 году музею было передано помещение бывшего городского 4-х классного училища 1908 года постройки. Этот двухэтажный краснокирпичный дом с высокими арочными окнами и небольшой парковой зоной на улице Куйбышева является памятником истории и культуры города Омска. Однако техническое состояние здания таково, что его второй этаж признан аварийным. Интерьеры и внешний вид почти столетнего здания также не радуют глаз. Хотя подобные «руинированные» площадки чрезвычайно востребованы новыми омскими неформалами, облюбовавшими городской музей для своих акций, вряд ли можно считать это положение приемлемым для учреждения культуры.
До тех пор, пока не будет отремонтировано здание, музей не имеет возможности развернуть постоянную экспозицию, которая знакомила бы горожан с произведениями омских художников 1950-х – 2000-х годов. О ее необходимости говорит тот факт, что многие учебные заведения города ввели в свои программы изучение местной культуры и искусства. Увидеть произведения омских художников интересно не только их землякам, но и гостям города, тем более, что экспозиция соединит показ творчества отдельных мастеров с воссозданием образа территории.
Пока музей обходится двумя выставочными залами, а также развертывает свои экспозиции на разных площадках города. Тематический диапазон выставок очень широк, при этом все экспозиции отличает нетрадиционный, живой подход.
А вот об организации крупных научно-художественных форумов остается только мечтать. Интеллектуальные ресурсы музея позволили бы это сделать (его сотрудники известны и имеют публикации в столичных и сибирских городах). Большой интерес у ученых из Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева вызвали проведенные сотрудниками музея исследования визуального и вербального образа города (Г. Мысливцева) и Словарь мифологии Омска (Е. Груздов, А. Свешников). Омск был одним из первых городов, начавших исследование образа своей территории, и теперь по этой теме накоплен значительный материал.
Деятельность музея, отражающая богатство и своеобразие сложившейся в Омске культурной среды, помимо несомненной значимости для самого города повышает его статус в глазах соседей. Вот только приглашать гостей в разрушающийся дом стыдно, а ремонт требует времени, сил и капиталовложений. Скоро 6 августа – День города, а ремонт музейного здания, несмотря на принятое мэрией решение, так и не начался…
Так есть ли музея шансы стать визитной карточкой Омска?
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.