Архив
Использование принципа единой линии внутреннего переживания в экспозиции проблемного типа
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музеология
Г.Ю. Мысливцева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ЕДИНОЙ ЛИНИИ ВНУТРЕННЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ В ЭКСПОЗИЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ТИПА.
Мысливцева Г.Ю. Использование принципа единой линии внутреннего переживания в экспозиции проблемного типа // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 301-302
Тема рассмотрена на материале выставки «Экология. Человек в пейзаже», прошедшей в Омском музее изобразительных искусств в 1990 году. За основу взята классификация, предложенная Ю.А. Асеевым и Т.П. Калугиной, согласно которой в экспозициях проблемно-дидактического типа связующим началом является идея, проблема.
Идея в художественном произведении эмоционально окрашена, следовательно, связь произведений в экспозиции может осуществляться через «единую линию переживания, определённую не аналитически-рассудочно, а творчески-интуитивно». Термин принадлежит А.В. Бакушинскому. Его первые опыты подобных экспозиций, проводимые в Цветковской галерее в 1920-е гг. стали отправной точкой при подготовке выставки «Экология» в омском музее.
Экспозиционная идея заключалась в показе произведений разных видов и жанров, эпох, стилей, культур, не всегда по отдельности раскрывающих тему, как это бывает в тематических экспозициях, а вплетающихся в общую канву выставки. Сопоставление экологического, индустриального и русского реалистического пейзажа XIX века в одной экспозиции уже делает её проблемной, однако задачей экспозиционеров было углубить и обострить тему, ввести в неё философский подтекст, обогатить лирическими, социальными, мифологическими отступлениями.
Экспозиция строилась на аналогиях и контрастах, скрытом и явном подтекста, использовании ассоциативно-метафорической образности, эмоциональном насыщении пространства выставки в ходе свободного развития темы отношений человека и природы.
Экспозиция состояла из отдельных комплексов-ситуаций, взаимно дополняющих и перетекающих друг в друга. Каждая ситуация развивалась вокруг одного или пары произведений, дающих толчок к переживаниям и размышлениям. Важным методологическим принципом построения данной экспозиции было развитие темы изнутри, из содержания и эмоционального воздействия отдельного художественного произведения.
В структуре экспозиции выделялись три основных комплекса-ситуации, образовавшиеся вокруг центральных произведений выставки: Г.А. Штабнов, «Земля людей» (1969), Г.А. Песис, «Страна строится» (1960-е гг.), И.К. Айвазовский, №Остров Патмос» (1851).
Монументальное, философское и экспрессивно-динамичное полотно «Земля людей» обозначало «место действия» и пространственно совпадало с центром зала. Огромное, пустынно-гористое, изрезанное руслами рек и опрокинутое на зрителя пространство «Земли людей» органично перетекало в соседние лирико-поэтические пейзажи русских художников Н.А. Сергеева и В.К. Бялыницкого-Бирули, наполняющие жизнью, согревающие и приближающие её к человеку.
От центра развитие темы шло в двух направлениях, в одном из которых доминировал покоряющий природу человек, а в другом господствовали стихийные силы природы. В результате своей преобразовательной деятельности человек создал искусственную среду, лишённую природы, которая в свою очередь породила нового, отчуждённого от природы человека – это тема собственно «экологического пейзажа», представленного на выставке произведениями Г. Кичигина, В. Брайнина, Н. Нестеровой.
Мотив разбушевавшейся морской стихии, классически воплощённый И.К. Айвазовским, определял тональность заключительного экспозиционного комплекса, отчасти апокалипсического. В нём нашла живописно-пластическое воплощение тема стихийных бедствий, экологических катастроф, войн, происходящих на Земле. Нарастающее стихийное движение в произведениях этого комплекса достигает высшего напряжения и «замирает» в полотне Б.М. Неменского «Безымянная высота», пронизанным звенящей, безжизненной тишиной. Уничтожение природы и взаимное уничтожение человеком человека оказались в экспозиции в одной нравственной плоскости.
С другой стороны, пластическое и эмоциональное движение стихии глохло в безразличии толпы в картине Н. Нестеровой «Лестница».
Экспозиция казалась бы односторонней, если бы в ней отсутствовала тема красоты и гармонии природы, отражённая в живописи Н. Холодова, Н. Рыбакова, А. Поздеева, Н. Молодцова, графике Е. Дорохова, в произведениях из стекла и керамики. Эмоциональное напряжение создавалось в экспозиции противопоставлением, борьбой созидательных и разрушительных сил, жизни и смерти, прекрасного и безобразного, органического и механического, духовного и бездуховного.
Экспозиция произведений искусства, таким образом, строилась по законам самого искусства, в чём, нам кажется, и состоит предложенный А.В. Бакушинским принцип «единой линии внутреннего переживания».
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.