Архив
Музей как магнитная точка культуры (модели культурного взаимодействия на примере выставочной деятельности музея)
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музеология
Г.Ю. Мысливцева
МУЗЕЙ КАК МАГНИТНАЯ ТОЧКА КУЛЬТУРЫ (МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ).
Мысливцева Г.Ю. Музей как магнитная точка культуры (модели культурного взаимодействия на примере выставочной деятельности музея) // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 324-325
Русский философ Николай Фёдоров назвал науку, искусство и музеи «силами собирающими» при непрерывно идущих в природе и обществе процессах распада. Позднее в феноменологии появилось понятие о «точках интенсивности», в которых должно осуществляться духовное усилие, необходимое для продлевания во времени (трансляции) созданной человечеством культуры. При соединении этих представлений возникает модель музея как «точки интенсивности», собирающей в себе и излучающей энергию духа. Эта модель отлична от так называемого типа «маргинального» музея, где «за полями» современности оказываются памятники прошлого. Происходит переструктурирование «поля познания», и музеи, независимо от их географического положения (в центре или в провинции), начинают осознавать себя центрами культурной жизни, вбирающими в радиус своего воздействия более или менее значительное пространство.
Таково кредо Городского музея «Искусство Омска», существующего с 1991 года и стремящегося быть «актуальным музеем» (что, может быть, противоречит традиционному представлению о музеях), решающим те же насущные вопросы познания себя в мире, что и современное искусство.
Музей создан как исследовательское учреждение, изучающее процессы, происходящие в искусстве одного города. Осознав себя в качестве индивидуальности (пусть и раздираемой противоречиями), город начинает испытывать потребность в коммуникациях с другими городами региона, России, наконец, мира, взаимодействие с которыми должно было бы осуществляться на уровне равноправного партнёрства, и с центральными городами России, где традиционно скапливается информация о всех происходящих в искусстве событиях, и вырабатывается качественный критерий. Общение с центром становится необходимым условием развития искусства региона и прививкой от самодостаточности и самолюбования.
Таким образом, наряду с изучением местной культуры, городской музей выступает как организатор и стимулятор общения с другими регионами. В частности, эта программа осуществляется в выставочной деятельности. В музейной практике сложилось несколько моделей культурного взаимодействия, связанных с проведением выставок. Все они размыкают границы местной культуры, увеличивают радиус действия музея как магнитной точки культуры.
Наиболее простой и уже дважды осуществлённый вариант – выставки-симпозиумы, посвящённые какой-либо теме или проблеме, решаемой в искусстве. Для обсуждения этих проблем приглашаются искусствоведы, культурологи и философы из городов России и из центра. Разговор сопровождается выставкой художников Омска, посвящённой выбранной проблематике. Анализ выставки и работы художников специалистами не только из других регионов, но и из других областей знания, позволяет скорректировать свою самооценку и наметить дальнейшие перспективы творчества.
Первая Выставка-симпозиум молодых художников и искусствоведов Омска «Накануне рубежа веков» (1994 год), наверное, в большей степени преследовала цель такой самооценки в ситуации общения художников, искусствоведов, философов, чем возможность проанализировать проблемы изобразительного искусства в целом накануне нового века. Именно эту задачу она и выполнила. Мы посмотрели на себя со стороны, завязали контакты с искусствоведами, музейщиками из городов Сибири и из Москвы, с философами Екатеринбургской школы.
Следующая Выставка-симпозиум «Война и мир или ад и рай глазами художников послевоенных поколений» (1995 год) была уже менее подвержена рефлексии, а показала пример решения актуальной темы как художниками, так и философами. Музей в данном случае выступил как «сила собирающая» вместе художников и учёных, ищущих «причины небратского отношения между людьми» (Н. Фёдоров).
В настоящее время в музее реализуется проект региональной выставки портрета «Человек в пространстве и времени», где состав участников будет расширен, что позволит осуществить не только коммуникацию: «художник Омска – учёные России», но и, возобновляя традиции зональных выставок, объединит в одной экспозиции художников региона, тем самым включив их в поле действия музея.
Выбранная для выставки тема также предполагает объединение искусства и гуманитарных наук для её более оптимального решения. Местом пересечения интересов науки и искусства оказывается музей, где научные теории и практика искусства предстают друг перед другом на Выставке-симпозиуме и поневоле вступают во взаимодействие.
Следующая модель коммуникации между культурами различных регионов воплотилась в выставках цикла «Диалоги». Одна из них прошла в 1995 году. Её участники: художник-график Андрей Машанов и его коллега Юрий Ноздрин из Москвы показали свои работы на волнующие их обоих темы: древнерусская литература, эротика, каллиграфия, но решение этих тем выявляло индивидуальность каждого художника, что давало возможность для интересного диалога, полного остроумия и блещущего эрудицией.
Цикл выставок «Диалоги» должен стать постоянным. Он не настолько масштабен, как Выставки-симпозиумы, но позволяет осуществляться дружескому общению между художниками, а искусствоведам даёт возможность проявить себя в области сравнительного анализа.
Наконец, музей видит своё назначение и в деле трансляции лучших образцов современной мировой культуры в городе. Это может быть не только видео-информация и печатная продукция, полученная из центров современного искусства Москвы и Санкт-Петербурга, но и передвижные выставки из музеев и частных коллекций, как, например, выставка графики «Конспект» из собрания Ю. Вайхардта (Германия, Ольденбург).
В свою очередь, музей готов представить творчество художников Омска в других регионах страны и за рубежом.
Не все из перечисленных моделей культурного взаимодействия в области выставочной деятельности на сегодняшний день реализованы Городским музеем «Искусство Омска», но необходимость всесторонних контактов между центром и провинцией, между отдельными городами представляется очевидной для дальнейшего развития культуры.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.