Архив
ГМИО: выставки, публикации
- 21.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Выставки ГМИО ГМИО
Л.В. Чуйко
ГМИО: ВЫСТАВКИ, ПУБЛИКАЦИИ. РЕЦЕНЗИЯ
Чуйко Л.В. ГМИО: выставки, публикации // Первые омские искусствоведческие чтения. 8-9 декабря 1996 г. Дом художника. Сборник материалов. Ответственный редактор Чирков В.Ф. Редактор составитель Мысливцева Г.Ю.: Омск. Искусствоведческая секция ОСХР, Городской музей «Искусство Омска». 1997. С. 46-47.
Музей «Искусство Омска» существует немногим более пяти лет. Однако за это время в городе прошли три крупные проблемные выставки-конференции, организованные музеем, стала систематически работать секция искусствоведов при Омском отделении Союза художников России, доклады научных сотрудников представляются на научные конференции разного уровня, включая международные.
Диапазон вопросов, затрагиваемых сотрудниками ГМИО в научных публикациях, достаточно широк — от конкретных аспектов музейной работы и архивно-библиографических изысканий до сложных процессов современного социума, где культура, взаимодействуя со множеством явлений, образует сплавы, изучение которых требует интенсивной работы искусствоведов, культурологов и философов.
С самого начала музей в своей научно-публицистической деятельности избрал в качестве основного направления самое сложное — обращение к современности, к соотношению «человек-искусство-общество», анализ которого дает ключ к пониманию художественных коллизий, позволяет давать оценки и делать прогнозы.
Серьезной заявкой в области теоретического анализа современного искусства стала первая масштабная выставка — «Накануне рубежа веков», открывшаяся в начале 1994 года и представившая зрителям современное искусство Омска в таком широком спектре, что это оказалось почти неожиданным. Выставка была построена как наглядное подтверждение интенсивности и разнообразия творческого поиска в изобразительном искусстве конца XX века — от традиционного реалистического метода до эзотерической символики.
Осмыслить, не отвергая — этот принцип был стержнем экспозиции и конференции, которую без преувеличения можно назвать одним из самых заметных явлений художественной жизни Омска в 1994 году.
Посвященная 50-летию победы в Великой Отечественной войне выставка-симпозиум 1995 года «Война и мир, или ад и рай» вызвала в городе не меньший интерес. Концепция выставки была отчетливо выражена во вступительном слове сборника материалов симпозиума: что станет нашей будущей историей — ад или рай? Основной вопрос будущего волнует всех, современное искусство нуждается в совместной мыслительной работе художников и нехудожников, имеющих «… общую цель: художественное научное освоение мира, в котором мы живем».
Состав участников симпозиума подтвердил актуальность концепции: среди них были представители России, Германии, США и Ирландии.
В 1996 году состоялась региональная сибирская выставка-конференция, на которой были представлены работы художников II городов. Примечательно само название выставки; «Человек в пространстве времени (современный портрет в Сибири)». Ее основной целью стало исследование духовной взаимосвязи художника и его модели — современников, представителей противоречивого мира наших дней, то циничного, то почти сентиментального.
Необходимо подчеркнуть ставшее уже традиционным для ГМИО стремление к выявлению и анализу интеллектуального потенциала современной художественной среды. Статья директора музея В.Ф. Чиркова, опубликованная в каталоге выставки, подтверждает и основную концепцию экспозиции, и общую направленность интересов музея: человек есть ценность духовная, физическая и интеллектуальная.
Проведение ежегодных больших проблемных выставок позволяет говорить о значительном опыте ГМИО в создании экспозиции. Экспозиция бесспорно является одной из основных форм выхода музея на публику и одним из важнейших критериев качества его деятельности. Касаясь этого вопроса, нужно учитывать две его стороны — внешнюю и внутреннюю, т. е. оформление и содержание выставки.
Материально-техническое оснащение экспозиций ГМИО еще не скоро, в силу нынешних финансовых обстоятельств культуры, выйдет на уровень европейского стандарта. Тем не менее, проявляя максимум энтузиазма и изобретательности, музейщики каждый раз ухитряются достойно разрешить эстетические задачи.
Предпочитая в целом традиционный метод построения экспозиции, т. е. группируя крупные блоки произведений, объединенных по какому-либо общему принципу, экспозиционеры умеют создать интересные сочетания и найти необходимые акценты. Их работа, как правило, отмечена хорошим вкусом и чувством меры, что особенно важно при компоновке авангардного материала с его эмоциональной насыщенностью и подчеркнутым индивидуализмом.
Содержательная сторона экспозиции всегда строится на основе четко разработанной концепции, определяющей состав и интерпретацию экспонатов. Основу такой концепции, как уже было показано выше, составляет один из актуальных художественно-философских вопросов современного искусства.
Для научных публикаций ГМИО характерен серьезный комплексный подход к объекту исследования, когда конкретные единичные явления выстраиваются в целостную систему, занимающую свое определенное место в сфере современной культуры. Г.Ю. Мысливцева активно занимается теоретическими вопросами выставочной и музейной экспозиции, детским художественным творчеством; интересна ее статья «Себя как в зеркале я вижу? Метаморфозы автопортрета в искусстве Омска 1990-х годов», вошедшая в каталог-концептпресс выставки-конференции «Человек в пространстве временя», 1998 г.
Круг научных интересов Г.Г. Беляевой — прикладное искусство, вопросы культуры, как одной из ведущих структур общества. Одна из последних публикаций автора — статья «Эпоха межкультурья?», опубликованная в четвертом выпуске альманаха «Омская муза», поднимает проблему состояния этой структуры на данный момент и могла бы стать началом теоретической дискуссии, которой так не достает нашей критической прессе.
ГМИО прошел еще очень небольшой творческий путь, но его присутствие стало уже заметным в художественной жизни города. Первые шаги пройдены, основа заложена. Отмечая ряд несомненных успехов, не хочется говорить о недочетах: не ошибается тот, кто ничего не делает, а коллектив музея настроен именно на активное действие и созидание. Результаты его работы являются лучшим тому свидетельством.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.