ДАННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Выставка произведений и архивных материалов из коллекции ГМИО, посвященная 30-летию ЭХО (Экспериментального Художественного Объединения)
Эксперимент – фундамент естественных наук. Многократная повторяемость данных эксперимента свидетельствует о том, что выявлены какие-то закономерности. Если повезло и хватило «мозгов» эти данные могут быть отлиты в формулу (формулировку) закона, выражающего суть какого-то естественного процесса.
Много сложнее обстоят дела в том случае, когда эксперимент связан с человеком. Биологические эксперименты запрещены, медицинские и психологические эксперименты ведутся под контролем – здесь еще есть возможность остаться в рамках науки. Где кончается наука, начинается жизнь. Социальное экспериментирование, например реформы, невозможно запретить – это и есть наша история, но откровенное пренебрежение мнением тех, на ком проводится эксперимент, современным обществом осуждается. Остаётся гуманитарный эксперимент в сфере творчества.
30 лет назад в Омске начался эксперимент. Он хорошо известен тогдашним участникам и последующим исследователям художественной жизни Омска. Группа молодых художников решилась на самостоятельное и независимое художественное высказывание. Они определили себя как «Экспериментальное Художественное Объединение».
Всякий эксперимент предполагает гипотезу о том, как устроено исследуемое явление. Можно предположить, что в случае с «ЭХО» такой гипотезой было понимание того, что общество (омичи времен перестройки) и хочет, и может, и должно воспринять другое искусство. О том, какое это искусство можно спорить: или это зачатки постмодерна, или ренессанс модернистского и авангардного искусства… Определенно не то искусство, которое было официальным, разрешенным, подконтрольным.
Как врач, который сам себя заражает, чтобы изучить болезнь и возможно найти способ излечения, молодые художники в первую очередь ставили эксперимент сами над собой – каково это быть свободным художником? Они рисковали быть непонятыми и наказанными. Во всяком эксперименте есть обратная связь, когда приборы, которые призваны фиксировать ситуацию, искажают её, когда лабораторная искусственная среда проявляет невозможное в обыденности. Таким фиксирующим прибором оказывался сам художник: в пафосе противостояния легко было решить, что свобода в творчестве возможна только в данной форме. Собственно разные творческие судьбы и творческое наследие художников участников эксперимента – это и есть зримый итог эксперимента. Труднее зафиксировать степень и характер влияния на зрителей, на художественное сообщество.
Время всё расставило по своим местам, данные эксперимента «сданы в архив». В нашем случае в собрание Городского музея «Искусство Омска». Не все авторы ЭХОвцы представлены в коллекции музея. А те произведения, что есть, не обязательно выставлялись на легендарных выставках, многие написаны много позже. Но это тоже последствия эксперимента – его данные. Кроме того, ЭХОвцам повезло, с самого начала рядом с ними работал «лаборант» фиксирующий данные – искусствовед, включенный в эксперимент – Никитина Алефтина. Во многом её стараниями музей владеет обширными архивными материалами об ЭХО. Прямые данные дополняют косвенные – произведения об ЭХОвцах и в соавторстве с ЭХОвцами. Важно понимать, что пройдет время и судить о феномене будут по этим данным. Скорее всего, со временем они пополнятся, и, возможно, поводом послужит эта выставка.
|
|
название | «Данные эксперимента» выставка произведений и архивных материалов из коллекции ГМИО, посвященная 30-летию ЭХО (Экспериментального Художественного Объединения) |
содержание | неформальное молодежное искусство 1980-х годов г. Омска |
вид искусства | живопись, графика, объект, архивные материалы |
организаторы | Городской музей «Искусство Омска» |
состав | произведения и архивные материалы из фондов музея |
время | 1 сентября – 30 октября 2017 |
место | Омск; Выставочный зал ГМИО (Декабристов, 121) |
жанр | юбилейная |
идея | Е.В. Груздов |
кураторы | Е.В. Груздов |
экспозиционеры | Е.В. Груздов |
дизайн | Е.В. Груздов |
издательский пакет | афиша |
автор аннотации | Е.В. Груздов |