Версия для слабовидящих

Данные эксперимента

ДАННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Выставка произведений и архивных материалов из коллекции ГМИО, посвященная 30-летию ЭХО (Экспериментального Художественного Объединения)

Эксперимент – фундамент естественных наук. Многократная повторяемость данных эксперимента свидетельствует о том, что выявлены какие-то закономерности. Если повезло и хватило «мозгов» эти данные могут быть отлиты в формулу (формулировку) закона, выражающего суть какого-то естественного процесса.

Много сложнее обстоят дела в том случае, когда эксперимент связан с человеком. Биологические эксперименты запрещены, медицинские и психологические эксперименты ведутся под контролем – здесь еще есть возможность остаться в рамках науки. Где кончается наука, начинается жизнь. Социальное экспериментирование, например реформы, невозможно запретить – это и есть наша история, но откровенное пренебрежение мнением тех, на ком проводится эксперимент, современным обществом осуждается. Остаётся гуманитарный эксперимент в сфере творчества.

30 лет назад в Омске начался эксперимент. Он хорошо известен тогдашним участникам и последующим исследователям художественной жизни Омска. Группа молодых художников решилась на самостоятельное и независимое художественное высказывание. Они определили себя как «Экспериментальное Художественное Объединение».

Всякий эксперимент предполагает гипотезу о том, как устроено исследуемое явление. Можно предположить, что в случае с «ЭХО» такой гипотезой было понимание того, что общество (омичи времен перестройки) и хочет, и может, и должно воспринять другое искусство. О том, какое это искусство можно спорить: или это зачатки постмодерна, или ренессанс модернистского и авангардного искусства… Определенно не то искусство, которое было официальным, разрешенным, подконтрольным.

Как врач, который сам себя заражает, чтобы изучить болезнь и возможно найти способ излечения, молодые художники в первую очередь ставили эксперимент сами над собой – каково это быть свободным художником? Они рисковали быть непонятыми и наказанными. Во всяком эксперименте есть обратная связь, когда приборы, которые призваны фиксировать ситуацию, искажают её, когда лабораторная искусственная среда проявляет невозможное в обыденности. Таким фиксирующим прибором оказывался сам художник: в пафосе противостояния легко было решить, что свобода в творчестве возможна только в данной форме. Собственно разные творческие судьбы и творческое наследие художников участников эксперимента – это и есть зримый итог эксперимента. Труднее зафиксировать степень и характер влияния на зрителей, на художественное сообщество.

Время всё расставило по своим местам, данные эксперимента «сданы в архив». В нашем случае в собрание Городского музея «Искусство Омска». Не все авторы ЭХОвцы представлены в коллекции музея. А те произведения, что есть, не обязательно выставлялись на легендарных выставках, многие написаны много позже. Но это тоже последствия эксперимента – его данные. Кроме того, ЭХОвцам повезло, с самого начала рядом с ними работал «лаборант» фиксирующий данные – искусствовед, включенный в эксперимент – Никитина Алефтина. Во многом её стараниями музей владеет обширными архивными материалами об ЭХО. Прямые данные дополняют косвенные – произведения об ЭХОвцах и в соавторстве с ЭХОвцами. Важно понимать, что пройдет время и судить о феномене будут по этим данным. Скорее всего, со временем они пополнятся, и, возможно, поводом послужит эта выставка.

Афиша 2 испр

 

название «Данные эксперимента» выставка произведений и архивных материалов из коллекции ГМИО, посвященная 30-летию ЭХО (Экспериментального Художественного Объединения)
содержание неформальное молодежное искусство 1980-х годов г. Омска
вид искусства живопись, графика, объект, архивные материалы
организаторы Городской музей «Искусство Омска»
состав произведения и архивные материалы из фондов музея
время 1 сентября – 30 октября 2017
место Омск; Выставочный зал ГМИО (Декабристов, 121)
жанр юбилейная
идея Е.В. Груздов
кураторы Е.В. Груздов
экспозиционеры Е.В. Груздов
дизайн Е.В. Груздов
издательский пакет афиша
автор аннотации Е.В. Груздов