Версия для слабовидящих

Николай Бабин. В лабиринте истории

НИКОЛАЙ БАБИН.

В ЛАБИРИНТЕ ИСТОРИИ

5 июля 2018 года в 16.00 в Городском музее «Искусство Омска» открывается выставка Николая Бабина «В лабиринте истории».
Николай Александрович Бабин (1948-1982) – знаковая фигура художественной жизни Омска второй половины XX века. С его именем связывают появление в Сибири картины-размышления, воспоминания, иносказания. Николай Бабин намного раньше других советских художников обратился к образам, относящимся к категории «вечных»: «Дон Кихот», «Адам и Ева», «Сизиф», «Саломея», «Юродивые». Мифологические образы, литературные персонажи, исторические события и старинные легенды для зрителя были намеками на неизвестные, до конца необъяснимые чувства и мысли. Его искусство – это осознание распада человеческих связей, ощущение энергии хаоса, нарастание тревоги за судьбу человека в «злом и яростном мире».
Образному строю картин соответствовала применяемая художником смешанная техника: масло, темпера, акварель по левкасу на деревянной основе.
В экспозиции представлены 12 живописных работ из собрания семьи художника, ушедшего из жизни в 1982 году (в возрасте 33-х лет). Последний раз эта небольшая коллекция экспонировалась 11 лет назад в художественном музее «Либеров-центр». Начиная с единственной при жизни выставки в Технологическом институте (1979 г.), это шестой показ произведений Николая Бабина в Омске (не считая их частичного включения в различные тематические экспозиции).

Николай Бабин. «В лабиринте истории».
Евгений Груздов, Вадим Савельев
Николай Бабин чутко воспринял культурно-историческую ситуацию, это проявилось и в том, о чем он стал думать-творить и то, как он это делал.
Претензия к «тупику лабиринта истории» проявлялась в творчестве лучших представителей советской интеллигенции – у писателей, театралов, «киношников» и прочих. С одной стороны, советская (-ое) эпоха+общество заставляли серьезно относиться к истории, а с другой, купировали, умаляли историю, лишали её полноты, как следствие целостности. Дон Кихот неслучайный культурный герой эпохи и персонаж Бабина. Свои ветряные мельницы были у системы, но и сама система была ветряной мельницей для свободной мыслящей монады. И если поколение Бабина еще пытается прорваться на разрешенном материале общечеловеческого наследия, работая на обобщениях, то следующее поколении погрязнет в деталях разоблачений.
Формально можно определить художественный стиль Бабина как сюрреализм, но более точной формулировкой будет «далиизм» (от Сальвадора Дали, чье имя в массовой культуре зачастую выступает синонимом сюррелизма). «Далиизм» как форма был крайне популярен среди позднесоветских и раннепостсовестких художников по ряду причин, важнейшими из которых является то, что, во-первых, он верен требованиям академического (фото)реализма, а во-вторых, позволяет преодолеть опостылевший академизм / реализм академическими же средствами. Так советские художники могли преодолеть академизм, не предавая его. Но на уровне содержания, работы Бабина далеки от сюрреализма. В отличие от сюрреализма Бабин работает не с бессознательным (властью и сексом), а с сознанием советской культуры, ее официальным, если не сказать со школьным каноном. В его произведениях элементы канона обретают вневременной, крайне личный и остро сентиментальный смысл, что также противоречит бесконечной иронии сюрреализма.
Экспозиция выставки строится в канонической системе координат истории. Код России, обязательным компонентом которого является декларированная тайна, выраженная Бабиным в смешении двух штампов «русского юродства» и «русской тройки» – эта часть экспозиции расположена на стене с окнами. Картины, как окно и картина за окном дополняют друг друга. На противоположной стене с проходами в «другие миры» код классицистической европейской культуры с портиками и прочим вневременным ускользающим наследием. Этот пласт русская культура не только восприняла, но и сотворила. На другой оси, то где отечественная культура проявляется, как присвоение, тот пласт чужого, который нужно было освоить, чтобы от русского особого перейти к русскому универсальному. С одной стороны – начала европейской культуры – код греко-римского и библейского истоков. На противоположной стене – возрожденческий код – код возвращения к первосмыслам, код историзма.
Трудно ответить на вопрос, кто такой художник Николай Бабин вообще. Однако, вполне возможно определить его место в художественной, общественной жизни Омска. Бабину удалось в своём творчестве выразить нерв эпохи, как до него это удалось омским шестидесятникам, а после него ЭХОвцам.

Биографическая справка:
Николай Александрович Бабин родился в Омске 1 марта 1948 года. В 1962-1965 — учился в Детской художественной школе №1 города Омска. В 1969 окончил Ярославское художественное училище. 1970-1971 — работал художником на фабрике «Ростовская финифть». 1971-1974 — преподавал в Детской художественной школе г. Черняховска Калининградской области.
1974-1975 —был научным сотрудником художественного отдела Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника.
В 1976 г. вернулся в Омск. Работал в бюро эстетики завода им. А.С. Попова. Скончался в Омске 7 января 1982 года. Был членом молодежного объединения при СХ СССР.
Произведения находятся в семье художника, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, частных собраниях Москвы, Калининграда, Германии, США, Франции.

название Николай Бабин. «В лабиринте истории»
содержание
вид искусства живопись
организаторы Городской музей «Искусство Омска»
состав
время 5 июля – 9 ноября 2018
место Омск; Выставочный зал ГМИО (Партизанская, 5а лит М)
жанр
идея
кураторы
экспозиционеры Е.В. Груздов
дизайн
издательский пакет
автор аннотации Е.В. Груздов, В. Савельев