НИКОЛАЙ БАБИН.
В ЛАБИРИНТЕ ИСТОРИИ
5 июля 2018 года в 16.00 в Городском музее «Искусство Омска» открывается выставка Николая Бабина «В лабиринте истории».
Николай Александрович Бабин (1948-1982) – знаковая фигура художественной жизни Омска второй половины XX века. С его именем связывают появление в Сибири картины-размышления, воспоминания, иносказания. Николай Бабин намного раньше других советских художников обратился к образам, относящимся к категории «вечных»: «Дон Кихот», «Адам и Ева», «Сизиф», «Саломея», «Юродивые». Мифологические образы, литературные персонажи, исторические события и старинные легенды для зрителя были намеками на неизвестные, до конца необъяснимые чувства и мысли. Его искусство – это осознание распада человеческих связей, ощущение энергии хаоса, нарастание тревоги за судьбу человека в «злом и яростном мире».
Образному строю картин соответствовала применяемая художником смешанная техника: масло, темпера, акварель по левкасу на деревянной основе.
В экспозиции представлены 12 живописных работ из собрания семьи художника, ушедшего из жизни в 1982 году (в возрасте 33-х лет). Последний раз эта небольшая коллекция экспонировалась 11 лет назад в художественном музее «Либеров-центр». Начиная с единственной при жизни выставки в Технологическом институте (1979 г.), это шестой показ произведений Николая Бабина в Омске (не считая их частичного включения в различные тематические экспозиции).
Николай Бабин. «В лабиринте истории».
Евгений Груздов, Вадим Савельев
Николай Бабин чутко воспринял культурно-историческую ситуацию, это проявилось и в том, о чем он стал думать-творить и то, как он это делал.
Претензия к «тупику лабиринта истории» проявлялась в творчестве лучших представителей советской интеллигенции – у писателей, театралов, «киношников» и прочих. С одной стороны, советская (-ое) эпоха+общество заставляли серьезно относиться к истории, а с другой, купировали, умаляли историю, лишали её полноты, как следствие целостности. Дон Кихот неслучайный культурный герой эпохи и персонаж Бабина. Свои ветряные мельницы были у системы, но и сама система была ветряной мельницей для свободной мыслящей монады. И если поколение Бабина еще пытается прорваться на разрешенном материале общечеловеческого наследия, работая на обобщениях, то следующее поколении погрязнет в деталях разоблачений.
Формально можно определить художественный стиль Бабина как сюрреализм, но более точной формулировкой будет «далиизм» (от Сальвадора Дали, чье имя в массовой культуре зачастую выступает синонимом сюррелизма). «Далиизм» как форма был крайне популярен среди позднесоветских и раннепостсовестких художников по ряду причин, важнейшими из которых является то, что, во-первых, он верен требованиям академического (фото)реализма, а во-вторых, позволяет преодолеть опостылевший академизм / реализм академическими же средствами. Так советские художники могли преодолеть академизм, не предавая его. Но на уровне содержания, работы Бабина далеки от сюрреализма. В отличие от сюрреализма Бабин работает не с бессознательным (властью и сексом), а с сознанием советской культуры, ее официальным, если не сказать со школьным каноном. В его произведениях элементы канона обретают вневременной, крайне личный и остро сентиментальный смысл, что также противоречит бесконечной иронии сюрреализма.
Экспозиция выставки строится в канонической системе координат истории. Код России, обязательным компонентом которого является декларированная тайна, выраженная Бабиным в смешении двух штампов «русского юродства» и «русской тройки» – эта часть экспозиции расположена на стене с окнами. Картины, как окно и картина за окном дополняют друг друга. На противоположной стене с проходами в «другие миры» код классицистической европейской культуры с портиками и прочим вневременным ускользающим наследием. Этот пласт русская культура не только восприняла, но и сотворила. На другой оси, то где отечественная культура проявляется, как присвоение, тот пласт чужого, который нужно было освоить, чтобы от русского особого перейти к русскому универсальному. С одной стороны – начала европейской культуры – код греко-римского и библейского истоков. На противоположной стене – возрожденческий код – код возвращения к первосмыслам, код историзма.
Трудно ответить на вопрос, кто такой художник Николай Бабин вообще. Однако, вполне возможно определить его место в художественной, общественной жизни Омска. Бабину удалось в своём творчестве выразить нерв эпохи, как до него это удалось омским шестидесятникам, а после него ЭХОвцам.
Биографическая справка:
Николай Александрович Бабин родился в Омске 1 марта 1948 года. В 1962-1965 — учился в Детской художественной школе №1 города Омска. В 1969 окончил Ярославское художественное училище. 1970-1971 — работал художником на фабрике «Ростовская финифть». 1971-1974 — преподавал в Детской художественной школе г. Черняховска Калининградской области.
1974-1975 —был научным сотрудником художественного отдела Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника.
В 1976 г. вернулся в Омск. Работал в бюро эстетики завода им. А.С. Попова. Скончался в Омске 7 января 1982 года. Был членом молодежного объединения при СХ СССР.
Произведения находятся в семье художника, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, частных собраниях Москвы, Калининграда, Германии, США, Франции.
название | Николай Бабин. «В лабиринте истории» |
содержание | |
вид искусства | живопись |
организаторы | Городской музей «Искусство Омска» |
состав | |
время | 5 июля – 9 ноября 2018 |
место | Омск; Выставочный зал ГМИО (Партизанская, 5а лит М) |
жанр | |
идея | |
кураторы | |
экспозиционеры | Е.В. Груздов |
дизайн | |
издательский пакет | |
автор аннотации | Е.В. Груздов, В. Савельев |