NIGREDO
Исходное значение термина нигредо (лат. Nigredo), переводимого буквально как «чернота», в средневековом учении алхимии понималось как первый этап Великого делания – процесса создания философского камня. По мнению алхимиков, всякий процесс превращения сначала ведет к распаду или начинается с него. Считалось, что как тьма содержит в себе возможность света, так и в этой массе кроется возможность получения эликсира. Аллегорией нигредо в алхимической символике обычно являлся ворон, иногда sol niger (черное солнце). Следующими за нигредо стадиями Великого делания должны были стать альбедо (белая, в результате которой получается малый эликсир, способный превращать металлы в серебро), цитринитас (желтизна, превращение серебра в золото) и рубедо (красная, продуктом которой является великий эликсир, или магистерий, философский камень).
В психоанализе нигредо – этап, предшествующий трансформации личности. Такое заимствование не случайно, ведь алхимия – учение, относящееся в равной степени и к миру природы, и к миру человеческой души. С одной стороны, алхимики стремились к превращению неблагородных металлов в благородные (золото или философский камень), с другой – не менее важной их задачей было освобождение духа от пут материи.
Метафора нигредо в широком культурном контексте понимается как первоисточник, начало начал, субстанция, из которой что-то рождается и в которую возвращается, пройдя цикл а также как экзистенциальное пограничное состояние.
Экспозиция условно разделена на четыре зоны, маркируемых цветами четырех этапов Великого делания, однако основное содержание выставки – нигредные, или скорее сумеречные мотивы, а цвета символизируют потенции следующих стадий становления, кроющиеся в нигредо.
Не ставя перед собой задачи доподлинно реконструировать алхимические стадии, мы концентрируемся на психоэмоциональных состояниях человека – не только зрителя, которому мы предлагаем погрузиться в предложенные настроения, но и художника, который проецирует персональные переживания в материальную форму произведения искусства.
Выставка состоит из пространств-локаций, намеренно выстроенных как пространства-образы, нарочито шаблонные, уже виденные ранее, а потому узнаваемые. Темный ночной город, старый заброшенный особняк, желтая комната напряженных психических состояний и красная комната эротических впечатлений – это разные атмосферы и настроения, объединенные идеей границы, обнаруживающие зону безвременья, бесструктурности, раздробленности, с одной стороны которой – Тьма, с другой – Свет.
название | «Nigredo» |
содержание | |
вид искусства | живопись, графика, скульптура, объект, инсталляция, видеоарт |
организаторы | Городской музей «Искусство Омска |
состав | произведения из фондов музея |
время | 19 – 27 мая 2018 |
место | Омск; Выставочный зал ГМИО (Партизанская, 5а литера М) |
жанр | тематическая, к программе «Ночь в музее» |
идея | А.Л. Гараева |
куратор | А.Л. Гараева |
экспозиционер | А.Л. Гараева |
дизайн | |
издательский пакет | афиша |
автор аннотации | А.Л. Гараева |