«Георгий Катилло-Ратмиров» выставка из цикла «Проверено временем». Графика. ГМИО; куратор Л.Г. Шорохова. Омск; ГМИО (Куйбышева, 48). 27 сентября 2002.
Аннотация
Новый выставочный проект Городского музея посвящен 70-летию омской организации Союза художников России из цикла «Проверено временем». Хотя можно было бы его назвать и так – «Начало пути».
Несмотря на явное противоречие и то и другое названия одинаково точно выражают идею проекта.
На выставках зрители увидят работы, созданные известными омскими художниками в самом начале их творческого пути несколько десятилетий назад. Срок достаточный, чтобы понять, выдержало ли произведение искусства испытание временем
Для молодых проект может стать настоящим открытием эпохи 60-х годов. Ретроспективный показ дает возможность по-новому увидеть лучшие достижения автора.
Каждая выставка – это встреча с прекрасным, и праздник не только для автора, но и для окружающих людей. У Георгия Сергеевича это уже не первая персональная выставка. Но с течением времени ему удалось сохранить внутреннюю гармонию, эмоциональность, разнообразие техник и материалов.
На выставке он представил работы, созданные в различных техниках. В большинстве своем — это законченные станковые произведения, являющиеся результатом продолжительной работы, выполненные 60-70-х годах и рассказывающие об активной, полной встреч и поездок, жизни. Они то наполнены лиризмом, то проникнуты романтикой, особенно графические работы, в которых отражается не только действительность, но и отношение к ней самого художника. Графическая техника созвучна его душе. С нами мастер делится многообразием увиденных уголков природы, которые сохранил не только на бумаге, но и в сердце. Персональная выставка обязательно добавит что-то, по новому будут смотреться работы разных лет, собранные вместе, и яснее станет видно, с чего он начинал и к чему пришел. Ранние работы, которых сохранилось увы немного, дают нам возможность судить не только о творческих интересах автора, но и о времени, которое их формировало. В 60-е годы художники повально увлекались графикой. Они использовали не только простоту выразительных средств, но и возможность быстрого отражения и копирования.
Катилло-Ратмиров Г.С. 1937 г.р. Весенние встречи. Из серии «Ивановомысские встречи». 1981. Бумага, цветная литография. 29,8х40,3 54,2х47,3 | |
название | «Георгий Катилло-Ратмиров» |
цикл | «Проверено временем» |
содержание | презентация творчества |
вид искусства | графика |
организаторы | Городской музей «Искусство Омска |
состав | произведения Г.С. Катилло-Ратмирова из коллекции ГМИО и мастерской |
время | 27 сентября – октябрь 2002 года |
место | Омск; ГМИО (Куйбышева, 48) |
жанр | персональная, юбилейная |
идея | Л.Г. Шорохова |
куратор | Л.Г. Шорохова |
экспозиционер | Л.Г. Шорохова |
дизайн | |
издательский пакет | |
автор аннотации | А.В. Богданова |
Г.С. Катилло-Ратмиров родился в городе Кострома в 1937 году. Первый успех на Зональной выставке «Сибирь социалистическая» 1967 года, проходившей в Омске, принесла ему линогравюра «С покупками». Простенький, прямо на улице найденный сюжет, прозвучал свежо и ново. Имя автора запомнилось.
С 1975 г. — член СХ СССР и избирается председателем ревизионной комиссии, членом правления Омской организации СХ РСФСР. С 68 г. активно ездит в творческие командировки: Ханты-Мансийск, Салехард, Саяны, Надым, БАМ, по Омской области и Сахалину, Дальнему Востоку. Из поездок привозит множество этюдов и уже законченных произведений, набросков и зарисовок. С 66-активно выставляется в Омске и др. городах. Он отдал дань всеобщему увлечению огромными стройками, первопроходцами БАМа, покорителями целины и всей остальной природы. Графические листы, созданные им в 60-70 годы – не просто дань времени, а воплощение творческих поисков и находок. В них видна высокая степень художественной выразительности и уровень мастерства автора, с которым решена та или иная тема. Лирик по натуре. Во всех своих работах он старается показать людям красоту окружающего мира. Очень любит писать пейзажи, потому что природа всегда прекрасна, в любом состоянии. Но красота есть везде: и в поселке, и в сельской церквушке.
Ездил художник по стране много и плодотворно. Маршруты путешествий масштабны: от Прибалтики до Сахалина, от Карского моря до Алтая. Судить об этом можно даже по названиям выставок «Золотое кольцо России», «По Иртышу и Оби» и др. В 1997 г. с группой Омских художников членов объединения «Друзья и годы» он побывал на сборах «Международный пленер-97» в Польше. Поездки обогащали его новыми впечатлениями. Теперь они редки из-за отсутствия финансирования.
Произведения находятся не только в омских музеях, но и в других городах: Таре, Кемерово, Керчи, Новосибирске и Южно-Сахалинске и даже за рубежом — во Франции, Германии, Польше и США, в частных галереях и собраниях.
Но судьба его сложилась так, что большая часть жизни художника была отдана преподаванию. Сразу после окончания Московского Художественно-графического факультета в 1965 г. он приезжает по распределению в Омск. В эти годы в городе создается ХГФ. Где он преподает на кафедре Изобразительного Искусства, одновременно занимается с учащимися в школе№87. Позже открывает изостудию в ДК «Нефтяников». Многие его ученики сами стали педагогами и художниками и воспитывают уже новое поколение художников. Именно они составили костяк творческого объединения, созданного Георгием Сергеевичем, «Друзья и годы», прославившегося активной выставочной деятельностью.
В творчестве он не был приверженцем одной манеры, стиля, направления или техники, всегда сдержанно выражал чувства в работах. Он почти сразу достиг высоких результатов в графике, постоянно совершенствовал и не утратил их до сих пор и лишь позже обратился к живописи. Никогда не изменял реалистическому направлению, но находился в постоянном поиске. Работы последних лет сильно отличаются от созданных в начальный период творчества. Он постоянно экспериментирует в техниках, ищет соотношение цвета и света.
Графика художника интересна, своеобразна, лирична, содержательна и в то же время не лишена романтики. Его картины не отмечены огромным успехом. Для него успех — упорный труд и сам результат. Предметы и люди в работах Георгия Сергеевича Катилло-Ратмирова объединены общим пространством, словно нитью, и живут своей неповторимой жизнью — легкой и напряженной. Это подчеркивает свет и движение мазка. Он — чувствующая натура, понимает суть вещей и отражает ее в творчестве. И весь его мир проникнут только ему присущей философией.
А.В. Богданова
Каталог
Райцентр. 1967. Бумага, линогравюра. 49х79
Временный мост на Омке. 1967. Бумага, смешанная техника. 39х66
На Сеяхе (Обская губа). 1968. Бумага, гуашь. 29х43,5
Свадьба в Хантах. 1968. Бумага, гуашь. 73х51
Впереди Березово. 1968. Бумага, гуашь. 29х35,5
Строительство площадки «В». 1968. Бумага, цветная линогравюра. 33х57
Первая мастерская. 1969. Картон, карандаш, мел. 67х57
Рыба вяленая. 1969. Бумага, линогравюра. 60х49
Уснувший поселок. 1969. Бумага, офорт, резерваж. 31х50,5
Сумерки. Тобольск. 1969. Бумага, цв. офорт, резерваж. 33,5х67,5
Грустная мелодия. 1970. Бумага, гуашь. 40х54
Рыбак родился. 1970. Бумага, линогравюра. 60х40
Запсиб (из серии «Кузбасс»). 1972. Бумага, цв. офорт. 40х53
Пуск агрегата (из серии «Кузбасс»). 1972. Бумага, офорт. 85х66
Маленькая ночная серенада. 1972. Картон, пастель. 59х41
Голубятник. 1972. Бумага, цв. автолитография. 40х48
Ромашки. 1974. Бумага, кар. 54х40
Церковь Покрова на Нерли. 1974. Бумага, офорт, сухая игла.16х25
Весна 42 года. 1974. Бумага, литография. 56х42
Суздаль. 1974. Бумага, офорт, сухая игла, лавис. 16х25
Поздний вечер. 1975. Картон, пастель. 75,5х55
Сирень на желтой драпировке. 1975. Картон, пастель. 68х49
На Киренге. 1975. Бумага, офорт, акватинта. 42х31
Сенежские мелодии. 1975. Бумага, цветной офорт. 48х25
Первопроходец с Улькана. 1975. Бумага, уголь, сангина. 45х40
Сквер у ДК им. Дзержинского. 1976. К., м. 49х59
Омский дворик. 1976. Бумага, офорт. 13х8,8
О чем они говорят. 1977. Бумага, офорт. 18х12
У колодца. 1981. Бумага, тушь. 21,5х27,5
Декабрьское утро. 1981. Бумага, уголь. 56х40
Весенние встречи. 1981. Бумага, цветная литография.
Теплый вечер. 1981. Бумага, литография. 30х40