«Знакомые все лица…» омские художники в фотографиях Михаила Фрумгарца и Марка Фрумгарца, фотовыставка, посвященная 70-летию омской организации Союза художников. Фотография. ГМИО; куратор Л.Г. Шорохова. Омск; ГМИО (Куйбышева, 48). 15 ноября – 15 декабря 2002.
Аннотация
Лица, запечатленные на фотографиях Михаила и Марка Фрумгарцев, действительно, знакомы многим омичам – любителям изобразительного искусства.
Но не только этим интересна новая выставка Городского музея «Искусство Омска». Любознательный зритель обязательно обратит внимание на хронологию снимков: 1940-е – 1990-е гг. – более чем полувековая история художественной жизни Омска отразилась в фотографиях отца и сына Фрумгарцев.
Омская организация Союза художников России отмечает в нынешнем году свое 70-летие. Из этих 70 лет более чем пятьдесят рядом с художниками всегда была внимательная, все замечающая и доброжелательная фотокамера.
Михаил Иосифович Фрумгарц начал снимать художников еще в 40-е годы, когда сам увлекался рисованием, посещал изостудию, где и познакомился с А.Н. Либеровым, а потом и с другими омскими мастерами.
Интересные лица, своеобразные характеры, неожиданные сюжеты, возможность соединить две свои страсти – изобразительное искусство и фотографию – навсегда привязали Михаила Иосифовича к Дому художников.
На склоне лет он решил передать дело жизни из рук в руки сыну, и в начале 80-х годов, подхватив эстафету, фотолетописцем омской художественной жизни стал Марк Михайлович.
название | «Знакомые всё лица…» фотовыставка, посвященная 70-летию омской организации Союза художников |
содержание | портреты омских художников |
вид искусства | фотография |
организаторы | Омская организация Союза художников России; Городской музей «Искусство Омска |
состав | произведения М.И. Фрумгарца, М.М. Фрумгарца |
время | 15 ноября – 15 декабря 2002 года |
место | Омск; Выставочный зал Дома художника (Лермонтова, 8). |
жанр | юбилейная, персональная |
идея | Л.Г. Шорохова |
куратор | Л.Г. Шорохова |
экспозиционер | О.И. Говорков |
дизайн | |
издательский пакет | |
автор аннотации | Л.Г. Шорохова |
В фотоархиве, созданном отцом и заметно приумноженном сыном, хранятся тысячи негативов. Кажется, фотокамера не обошла своим вниманием ни одну из сторон жизни творческой организации.
Художники в мастерских, на этюдах, в дружеском застолье, на выставках, собраниях и заседаниях художественных советов, в минуты веселья и в дни печали … — в архиве есть все. И каждая фотография может стать поводом для отдельного рассказа.
Михаил Иосифович снимал художников постоянно – день за днем, год за годом, не пренебрегая никакими сюжетами, не разделяя их на высокие и низкие. Следует этому правилу и Марк Михайлович. И вот когда смотришь теперь на фотографии, снятые таким образом, то видишь совершенно отчетливо, что они замечательно передают движение времени.
И дело не только в том, что на снимках меняются, взрослеют, мужают вчерашние молодые люди. Меняется все! И пейзаж, и одежда, и тематика картин, попадающих в кадр, и другие, менее существенные подробности, – все с неумолимой точностью указывает на время, когда был сделан тот или иной кадр.
Пять десятилетий, отделяющих самый ранний из представленных на фотовыставке снимков (1947 г.) от дня сегодняшнего, вобрали в себя громадное количество событий в жизни омских художников, в истории их творческой организации. И все они, так или иначе, отразились в фотолетописи Фрумгарцев.
Десятилетиями наблюдая в объектив за своими друзьями – художниками, Михаил Иосифович был совершенно уверен, что когда-нибудь его снимки станут документами истории, наглядным свидетельством неустанного движения времени. Именно так и случилось. Выставка «Знакомые все лица… » доказывает это вполне убедительно.
Среди 120 черно-белых фотографий, представленных в экспозиции, зрители найдут и чисто репортажные снимки, и забавные жанровые сценки, остро подмеченные всевидящим объективом, и парадные, постановочные, срежиссированные портреты – с точно выверенной композицией, классическим освещением и, вместе с тем, не лишенные психологизма.
Интересны групповые портреты. Жанр этот труден и оттого, видимо, не любим сегодняшними фотохудожниками. А Михаил Иосифович превосходно владел старинным умением выстроить многофигурную композицию, придав ей при этом вид естественный и непринужденный.
Он был Мастер. Он добивался желаемого результата без всяких технических ухищрений, головоломных трюков, невероятных ракурсов и сдвигов. В его снимках все очень просто. Но в этой кажущейся безыскусности, вероятно, и заключается секрет их очарования.
Людмила Шорохова