Версия для слабовидящих

Выставка графики Бориса Николаева

«Борис Николаев. Графика» выставка к 90-летию со дня рождения. Графика. Союз художников, ГМИО, при участии ООМИИ им. М.А. Врубеля, музей «Либеров центр»; куратор Г.Г. Гурьянова. Омск; Вставочный зал Дома художника. 14 – 30 ноября 2014.

Статья из буклета

Борис Николаев принадлежит к поколению художников-«шестидесятников». 27 ноября 2014 года исполняется 90 лет со дня его рождения. Хороший повод обратиться к творческому наследию прекрасного мастера, обрести возможность встречи с искусством профессиональным и при этом живым, полным любви к предмету изображения. Что отличало художественную позицию «шестидесятников»? Уверенность в том, что настоящее искусство остро необходимо обществу. И если классическое искусство не стало панацеей для современного мира, то подарило ностальгию по надежде ее найти.

Творческий путь Бориса Николаева соразмерен эпохе и месту, в котором художник ее проживал – городу Омску. Перед войной будущий мастер посещал изостудии города, затем отслужил армию, воевал в составе Первого Прибалтийского фронта. После окончания учебы в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого в 1952 году молодой художник вернулся в Омск. Во время учебы специализировался в живописи. В начале 1960-х увлекся графикой, сначала уникальной, потом печатной. Уверенно заявил о себе, создал ряд остросовременных работ, стал членом Союза художников. Дальше была долгая жизнь: дружная большая семья, множество выставок, известность, любовь к своей профессии, к тому, что видел и воспроизводил в работах. Красивая, наполненная жизнь. Художник оставил много работ, маркирующих и эпоху, и свой авторский метод. В 2005 году вышел в свет альбом «Борис Николаев. Живопись. Графика», подготовленный искусствоведом Галиной Севостьяновой.

Эта персональная выставка представляет графические работы из собраний омских музеев – Городского музея «Искусство Омска», Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и музея «Либеров-центр». Уникальность нынешней экспозиции придает участие в ней работ из обширной семейной коллекции.

афиша 2014 Борис Никалаев
название «Борис Николаев. Графика»
содержание презентация творческого наследия
вид искусства графика
организаторы Городской музей «Искусство Омска»; Омское отделение Союза художников России, при участии ООМИИ им. М.А. Вруюеля, музея «Либеров Центр»
состав гпроизведения Б. Николаева из музейных собраний и семьи художника
время 14 – 30 ноября 2015 года
место Омск;
жанр персональная, мемориальная, юбилейная
идея Е.В. Когут
куратор Г.Г. Гурьянова
экспозиционер Г.Г. Гурьянова, Е.В. Груздов
дизайн Е.В. Груздов
издательский пакет афиша, буклет
автор аннотации Г.Г. Гурьянова

Графика отражает удивительную вариативность и полноту интересов художника, возможностей языка этого вида искусства и требований времени. В состав экспозиции входят более 40 графических листов, выполненных в разнообразных техниках и жанрах. В течение всего своего творческого пути художник любил уникальную графику, работая в карандаше, пастели, акварели, гуаши, туши. Именно здесь он находился в ценном для себя пространстве творения, не позволяя «брать верх» ни мотиву, ни формальной организации листа, постоянно находясь в поиске созвучия внешнего и внутреннего, воспроизводимого и неизобразимого. Часто для печатных техник создавал эскиз в материале оригинальном, «пробуя» образ. Печатные техники выражали время, это была территория общественного, коллективного поиска, возможности доказать свою состоятельность.

Среди жанров более заметен пейзаж – панорамный и камерный. Много работал мастер в области портрета, изображая близких и работая на заказ. Ценным являются жанровые композиции художника. Заметной частью творческого наследия Б.Н. Николаева стали шаржи на омских художников.

Разнообразие тем и технических способов их решений выдают не только натуру ищущую, но и представляют нам художника, свободно  и легко ориентирующегося в самой сути изобразительного станкового искусства, владеющего его основным языком – красотой.

Галина Гурьянова

Борис Николаевич Николаев

(27.11 1924, Щучинск Северо-Казахстанской области Казахской ССР — 26. 09. 2007, Омск)

График, живописец. Член СХ СССР с 1965 года

1929 – переезд семьи в Омск

1935-1939 – занятия в изостудии городского Дома пионеров (педагоги Н. Тарубаров, А. Мостовщиков) и в изостудии при областном Доме народного творчества

1941-1942 – учеба в вечерней изостудии при Омском музее изобразительных искусств (руководитель А. Окушко)

1942-1947 – служба в рядах Советской Армии

1943-1945 – участие в Великой отечественной войне (1-й Прибалтийский фронт, Восточная Пруссия)

1948-1952 – учеба в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого (педагоги А. Коровников, П. Никифоров)

1952 – возвращается в Омск, где живет и работает

1955 – начало выставочной деятельности

1965 – член Союза художников СССР

1970-1972 – член Правления Омской организации СХ РСФСР, член художественного совета, творческой секции

Награжден орденом Отечественной войны II степени, 11-ю медалями

Работы находятся в коллекциях музеев Омска, Пензы, Комсомольска-на-Амуре, Тары.

Автопортрет. 1978. Картон, масло, соус, уголь. 56,0х45,0

В.И. Ленин. 1979. Бумага, офорт. 35,0х53,0

В степи целинной. 1963. Бумага, линогравюра. 42,0х76,0

Енисейские берега. 1968. Бумага, литография. 26,0х44,0

Листвянка. 1965. Бумага, офорт. 24,0х32,5

На семи ветрах. 1969. Бумага тонированная, линогравюра. 43,0х53,0

На Красноярской ГЭС. 1963. Бумага тонированная, гравюра на картоне. 45,0х59,0

Коля Брюханов (Портрет Н. Брюханова). 1963. Бумага, тушь. 34,5х32,0

Портрет мужчины. 1972. Бумага, уголь. 70,0х50,0

Снегирек. 1966. Бумага, линогравюра. 50,5х63,5

Горицкий монастырь. Переславль-Залесский. 1965. Бумага, офорт. 94,0х50,5

Зимний лес. 1963. Бумага, тушь. 41,0х51,5

Макет плаката «Приобретайте облигации государственного 3% внутреннего выигрышного займа». 1950-е. Бумага, гуашь, акварель. 80,0х54,0

Таня. 1978. Картон, уголь, пастель. 71,0х46,0

Церковь Покрова на Нерли. 1968. Бумага, уголь. 19,0х51,5

Эскиз к макету плаката «Выписывайте и читайте газеты и журналы». Б/д. Картон, гуашь. 45,0х35,0

Эскиз к макету плаката «Выписывайте и читайте газеты и журналы». Б/д. Картон, гуашь. 31,0х22,7

Александр Бесфамильный. 1965. Б., офорт. 45,0х55,0

Аллея. 1974. Бумага, гуашь. 48х36

Бетонщики. Красноярская ГЭС. 1968. Бумага, офорт. 42,0х70,0

Бурный день. 1972. Бумага, смешанная техника. 44,5х55,0

В непогоду. 1973. Бумага, смешанная техника. 31,7х24,0

Дружеский шарж « Художник Белов К.П.». 1972. Бумага на картоне, фотокопия. 29,5х41,9

Дружеский шарж «Художник Белов С.К.». 1975. Бумага, гуашь. 32х24

Дружеский шарж «Художник Козлов Т.П.». 1974. Бумага, гуашь. 32х24

Мать. 1965. Бумага, линогравюра. 74,9х46,8; 67,5х39,0

Портрет художника В. Колтунова. 1965. Бумага, сухая игла. 43,2х38,9

Сибирячка. 1973. ДСП, смешанная техника. 52,2х50,2

Стынет. 1973. Бумага, акварель, пастель, гуашь. 47,8х35,8

Ф.М. Достоевский. 1969. Бумага, линогравюра. 59,8х26,4

В вечерней электричке. 1968. Бумага, автолитография. 43,5х62,0. (После выставки поступила в дар ГМИО)

Весенняя окраина. 1978. Бумага, акварель. 36,0х48,0

Ветлы. Деревня Усть-Туй. 1969. Бумага, кисть, чернила. 29,0х41,0

Зимка. 1965-1966 ?. Бумага, линогравюра. 30,0х41,0

Зимний пейзаж. 1963. Бумага тонированная, тушь. 28,0х34,0

Коломенское. 1965. Бумага, графитный карандаш. 37,0х25,0

Портрет Майи. 1961. Бумага, пастель. 42,0х30,5

Окраина. 1978. Бумага, акварель. 36,0х48,0

Пасмурно. 1969. Бумага, черный фломастер, чернила. 29,0х40,0

Старое дерево. 1965. Бумага, тушь. 22,0х19,0

Старый дворик. 1978. Бумага, акварель. 36,1х48,0

Центр благоустраивается. 1981. Бумага, гуашь. 35,8х47,8. (После выставки поступила в дар ГМИО)

.