Архив
Детские рисунки на военную тему
- 21.03.2016
- Размещено: admin
- Категория: Детское творчество Коллекция музея
Г.Ю. Мысливцева
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ НА ВОЕННУЮ ТЕМУ
В КОЛЛЕКЦИИ ГОРОДСКОГО МУЗЕЯ «ИСКУССТВО ОМСКА»
(1960-е – 1990-е годы)
Мысливцева Г.Ю. Детские рисунки на военную тему в коллекции Городского музея «Искусство Омска» (1960-1990-е гг.) // Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне. Сборник тезисов и докладов Всероссийской научной конференции / Под ред. М.А. Жигуновой, В.Л. Кожевина, Н.А. Томилова. Омск, 2005. С. 167-168.
Фонд детского спонтанного рисунка (ДСР) начал комплектоваться в Городском музее «Искусство Омска» с 1994 года и насчитывает 250 единиц. Источником комплектования стали, главным образом, семьи омичей. Большой блок рисунков поступил в 1997 году из Учебно-консультационного центра «Ступени». Часть рисунков попала в фонд после ежегодных конкурсов «Мой город». Временной диапазон коллекции – от 1960-х до конца 1990-х годов, возраст авторов – от 2-х лет и старше. По социальному составу это, в первую очередь, дети из семей интеллигенции (художников, сотрудников музеев, учителей, врачей и т.п.) Лишь подборка работ из УКЦ «Ступени» представляет нарождающийся класс предпринимателей.
Войнам в человеческой истории всегда принадлежала решающая роль. Достаточно взять школьный учебник, чтобы убедиться в этом. В России предметом национальной гордости остается Великая Отечественная война. Дети узнают о ней из книг, кинофильмов, песен, телесюжетов, в исторических музеях и на выставках художественных произведений, по памятникам и монументам, из рассказов педагогов и воспитателей, наконец, от своих бабушек и дедушек. День Победы – один из самых ярких праздников, производящий на детей впечатление как салютом, так и военным парадом.
Военная тематика составляет не самый большой процент в коллекции ГМИО – около 25 работ. Анализ сюжетов позволяет выделить следующие группы:
- ГЕРОИ. В народе всегда складывался и закреплялся в изобразительном искусстве образ воина, защитника отечества, носителя доблестей. В детской литературе (сказках, былинах, исторических рассказах) также традиционно создавались образы воинов-героев. В рисунках детей – это, как правило, фронтально изображенный персонаж, облаченный в воинскую амуницию и непременно с оружием. Подобное композиционное решение приближается к мотиву предстояния в парадных портретах. Типичным примером являются рисунки Сережи Плотова (1961 г.р.), в шестилетнем возрасте рисовавшего русских и золотоордынских богатырей в шлемах, кольчугах с мечами и луками со стрелами. Ему же принадлежит рисунок солдата советской армии с пятиконечными звездами на пряжке и головном уборе, с тремя медалями на груди. Антон Сташевич (1971 г.р.) в рисунках 1975 года «Герой» и «Два героя» заполняет все пространство листа пятиконечными заездами разного цвета и величины. Звезды украшают фуражки героев. Ни оружие, ни медали не играют для Антона такой важной роли, как звезды, символизирующие восторг, радость, гордость ребенка. Сюжет «Победа над Германией» аккумулирует эти эмоции. Как и в других рисунках А. Сташевича, здесь нет изображений врагов. Среди россыпи звезд нарисованы самолет, броневик, солдаты, а на небе сияют аж два солнца.
- ПОЕДИНКИ. Все подобные рисунки имеют историческую основу. Митя Спирин в 7 лет изобразил «Поединок Пересвета с Челубеем», использовав для обозначения «своего» и вражеского воинов символику цвета. Сережа Плотов в этом же возрасте любил рисовать сражения античных воинов. Большое внимание при этом уделялось изображению красочной военной амуниции и старинного оружия.
- СРАЖЕНИЯ. Среди этих сюжетов также часто встречаются исторические сцены, например, из Средневековья – «Битва» А. Сташевича (после 7-ти лет). В «фантастических» сражениях Мити Спирина (8 лет) акцентирована фигура военачальника, на причудливом головном уборе которого помещена стрелка, указывающая полкам направление движения. Изображения напоминают неолитические петроглифы. Если в исторических и фантастических сюжетах сражений важна фигура полководца, то в рисунках 6-летнего Паши Дорохова мы видим сражающиеся массы. На множестве тетрадных листочков однотипно обозначено пространство боя. Это – огороженная колючей проволокой территория вражеского лагеря с укрепленными дозорными вышками, танками, пулеметами и прочим оружием, маркированным фашистской свастикой. С подлетающих к вражескому лагерю краснозвездных самолетов на краснозвездных парашютах спускаются воины Красной Армии. Процесс рисования синей и красной шариковыми ручками был для ребенка захватывающей игрой: схематично изображенные фигурки спускаются на парашютах, стреляют, несут флаги, падают, самолеты подрываются и горят. Бумага могла изрисовываться до дыр. По степени аффектации «войнушки» Паши Дорохова соотносимы с современными компьютерными играми, а полководцем в них является сам создатель рисунка.
- ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. Главным образом, это самолеты и танки. Военные самолеты в рисунках детей 1960-1980-х годов, как правило, были представлены в сражении и имели на крыльях знаки своих армий – звезды или свастику. В 1996-1997-м годах на рисунках детей из УКЦ «Ступени» самолеты (Яша Мичник и Дима Деев, оба 1991 г.р.) и другая военная техника теряют знаки отличия. На рисунках Кирилла Проскурякова, Сережи Белозерова, Максима Урванцева (все 1990 г.р.), Руслана Очеренкова (1991 г.р.), Сережи Суханинского, (1992 г.р.) изображены танки. Люди чаще всего отсутствуют. Только у К. Проскурякова из люка вырастает полуфигура человека, держащего в руке стреляющее оружие. И в большинстве случаев боевая техника изображена в действии. Судя по другим сюжетам рисунков детей этой группы – «Бандиты стреляют в дом» (Антон Евтиков, 1992 г.р.), «Люди в доме, преступники на улице» (Ваня Микеев, 1991? г.р.), «Самоубийство. Взрыв» (С. Белозеров), – у них повышенный уровень тревожности, а изображение стреляющего оружия является для них одним из способов преодоления страхов.
Мы предполагаем, что детские рисунки с военными сюжетами и персонажами связаны с общественным сознанием того или иного исторического периода, они соотносятся с жизненными впечатлениями ребенка и с утверждаемыми в обществе идеалами. Таким образом, рисунки детей оказываются своеобразным документом эпохи.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.