Архив
Городской музей «Искусство Омска» и ООСХ РФ. Живая связь времен
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: ГМИО Художественная жизнь Омска
А. В. Бородавкин
ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ «ИСКУССТВО ОМСКА» И ООСХ РФ. ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН.
Выступление на коллегии Управления культуры Администрации города Омска. 27 марта 2002.
ГМИО отмечал весной 2001 года свое десятилетие. Для музея срок неприлично маленький, музеи вырастают десятилетиями. Стоящая перед музеем задача – освоить вновь переданное здание – по масштабу и сложности сопоставима с задачей построения учреждения заново. Можно сказать, что на сегодняшний день музей переживает период второго рождения.
Омское отделение Союза художников России отмечает в этом году свое 70-летие, и здесь очень многое из того, что происходило, проверено временем.
Активное формирование ООСХ РФ относится ко времени легендарной оттепели. В начале 60-х годов в ООСХ РФ – 12 членов и 9 кандидатов. На II-ой Зональной выставке, проходившей в 1967 году, из 200 участников выставки 60 авторов– омичи. В 70-80-е годы число членов СХ достигает 117 человек.
Тем не менее, у этих двух, казалось бы, очень разных учреждений на сегодняшний день очень много общего: и в прошлом и в настоящем и в будущем.
Начать с того, что своим рождением музей во многом обязан ситуации в художественной культуре города начала 90-х. К этому моменту в городе уже существовал сильный Союз художников, два ВУЗа готовили кадры для творческой деятельности в области искусства, а так же для преподавания в художественных школах, которых в городе было 22.В конце 80-х в начале 90-х возникает большое количество неформальных художественных объединений, общее число участников которых было сопоставимо с числом членов Союза художников, но чья активность была на порядок выше. Город переживал всплеск художественной жизни. Новые имена в художественной среде открывались ежечасно. Омск называют художественной Меккой Сибири. Основания для этого есть. К середине 90-х годов Омск входит в первую десятку городов России по количеству учреждений культуры на состав населения.
В этот период собиранием произведений искусства омских авторов занимаются два музея в нашем городе: ОМИИ им. М.А. Врубеля и ОГИК музей. И у того и у другого к этому моменту сформированы неплохие коллекции живописи, графики, ДПИ … Ни для того, ни для другого эти коллекции не являются профильными. Ни перед тем, ни перед другим не стоит задачи пополнять их, с тем, чтобы представить хоть сколько-нибудь полно изобразительное искусство, родившееся в Омске. И тот и другой в силу уже сложившейся стратегии и идеологии работают с классическими образцами прошлого, оставляя за современным искусством право — понравиться отдельными произведениями.
Возникновение в 1991 году нового музея вносит в ситуацию некоторые перемены:
Возникает музей, который напрямую заинтересован в контакте с современным художественным процессом, который подчинен генеральной теме развития – «Местная художественная культура». Коллекция этого музея является принципиально открытой для комплектования произведениями современного искусства. Музей активно включается в выставочную деятельность, проводит крупные выставочные проекты с привлечением представителей всех неформальных художественных объединений, приобретает у молодых художников работы, формирует фонды живописи, графики, скульптуры, ДПИ, фотографии, фонд личных архивов, фонд печатной продукции. В свою коллекцию музей приобретает работы по принципу «уникальное и характерное». Таким образом, начинает формироваться собственная история развития художественной культуры города Омска.
Для художников, как членов СХ, так и для принципиальных противников официального членства появление данного музея оказалось важным еще и потому, что перемены, происходящие в это же десятилетие, поставили под вопрос многое из достигнутого за предшествующие десятилетия. Со сменой политического и экономического строя рухнула система госзаказа, обеспечивающая отделениям Союза художников на местах стимулировать творчество художников. В 1997 году была упразднена сама профессия «художник», исчезли записи в трудовых книгах, а вместе с ними исчезло последнее основание на поддержку со стороны государства.
Характер отношений «власть – художник» радикально изменился именно в тот момент, когда художники и культура в целом больше всего нуждались в поддержке.
Заказчиком на произведения искусства стал рынок, частное лицо, что не замедлило сказаться на качестве продукции. Уровень профессионализма стал заметно падать, склоняться в сторону массовой культуры.
В качестве отступления следует отметить, что колоссальная опасность, скрытая в массовой культуре, заключается в ее подспудном и настойчивом требовании к личности ориентироваться на общепризнанное и общедоступное. Это, в конце концов, приводит к размыванию внутренней границы личности, к деградации индивидуальности. В то время как именно проявление личностных качеств и составляет золотой фонд любой культуры.
Пристальное внимание к авторам и профессиональная оценка творчества является необходимым условием развития профессиональной культуры, а в условиях, сложившихся в нашей стране в 90-е годы эта практика является парадоксальной и единственной помощью современным художникам. Выполнять эту роль выпало новому музею – Городскому музею «Искусство Омска».
Отвлекаясь на прозвучавшие ранее выступления, хотелось бы предложить со своей стороны не оценивать работу сегодняшних учреждений культуры исключительно по их финансовым достижениям. Тяжелая ситуация с бюджетным финансированием в отрасли усугубляется, на мой взгляд, еще и в силу непродуманной генеральной политики государства в сфере культуры: оставить эту отрасль без поддержки в тот момент, когда прежний общественно-политический механизм сломан, а новый не построен – не дальновидно. Пройдет несколько лет и в сфере культуры возникнет механизм взаимодействия с рынком, механизм самообеспечения денежными средствами, но без государственного контроля над качеством продукта, без поддержки культуры на законодательном уровне этот процесс приведет к необратимым потерям. Уже сегодня процесс зарабатывания денег всеми доступными средствами приводит к стремительному падению уровня профессионального мастерства в сфере изобразительного искусства. И если сегодня и нужен строгий контроль, то, прежде всего, он должен быть направлен на качество продукции, на культурный уровень.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.