Архив
Идеи начала века в современной музейно-выставочной работе с детьми
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музейная педагогика Музеология
Г.Ю. Мысливцева
ИДЕИ НАЧАЛА ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
Мысливцева Г.Ю. Идеи начала века в современной музейно-выставочной работе с детьми // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 293-297
А.В. Бакушинский писал в 1925 г.: «Обостренный интерес к ребенку, его духовному миру, его творческим проявлениям, и особенно художественным, типичное знамение современности. Ни одна эпоха не знала той широты и вместе научной глубины, с какими ставится ныне перед европейским обществом задача воспитания ребенка»1. Вслед за Джоном Дьюи ребенок начинает рассматриваться как «солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». Принципиальным стало требование «исходить из внутреннего мира, из внутренних потребностей ребенка, из их естественного развития»2. Широко применялись методы экспериментальной педагогики и психологии: тесты, вопросники, анкеты, анализировались детские творческие работы, велись наблюдения за поведением детей на выставках и в музеях.
Характерно и то, что ребенок изучался комплексно: данные анатомии, физиологии, психологии и педагогики взаимно дополняли друг друга. Появившиеся в кон. XIX – нач. XX вв. педагогические теории, развивая идею «свободного воспитания», главное внимание уделяли развитию творческих способностей, инициативы, самостоятельности. Педагогика действия В.-А. Лая и «метод проектов» Д. Дьюи предполагали свободные и активные методы обучения, как правило, — «посредством делания».
Наряду с новыми типами школ сначала в Америке, а затем в Европе и России появились первые Детские музеи и специализированные детские выставки, которые существенно отличались от традиционных музейных экспозиций, иллюстрирующих историю искусств. Бруклинский детский музей, образовательный музей в Клинвленде, музей в Нью-Арке были «музеями жизни», хранящими и передающими новым поколениям жизненный опыт человечества. Столь глобальная задача, вставшая перед музеями, привела к отказу от их узкой специализации и к созданию комплексных экспозиций, представляющих явления во всей полноте. Достаточно вспомнить темы первых советских детских выставок: «Для детей про зверей», «Что чем движется?», «Глина и что из неё делают люди» и др., чтобы представить богатство и разнообразие экспонирующегося на них материала.
Наиболее ярко идея всеохватности выразилась в проекте детского музея-дворца, принадлежащем архитектору и педагогу А.У. Зеленко: «Знакомство с музеем начнется для ребенка с комнат смешных вещей, детского цирка, детских игр и игрушек, приключений и диковинок, образующих специальный отдел. В следующем отделе представлены комнаты света и тьмы, вкусных вещей, звуков, шумов и музыки, любопытных запахов. После этого дети готовы к посещению отдела серьезных научных интересов: здесь они узнают о том, где и как живут люди, смогут наряжаться в костюмы различных эпох и погружаться в прошлое… Завершать музей должен отдел красоты, где будут демонстрироваться художественные коллекции детского музея»3. По своему масштабу и охвату жизненных явлений музей-дворец А.У. Зеленко соотносим, пожалуй, только с идеей музея-храма-обсерватории Н.Ф. Федорова, но ориентирован на психологию ребенка. Он соответствует особенностям восприятия детьми явлений жизни и искусства, которое является таким же недифференцированным, комплексным, целостным, как и детское творчество, синкретическое по своей природе, о чем писал в своих исследованиях Л.С. Выготский4.
Самостоятельной творческой деятельности ребенка придавалось большое значение во многих педагогических системах. А.В. Бакушинский считал что «свободное художественное творчество детей имеет глубокий педагогический смысл». Л.С. Выготский рассматривал творчество как «нормального и постоянного спутника детского развития»5. Германский педагог В.-А. Лай непременным этапом обучения ребенка называл «выражение», отдавая предпочтение различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, моделированию, т.к. момент творческого воссоздания, фиксирования виденного заложен в детях больше, чем у взрослых. В экспозиционной практике эта педагогическая идея нашла выражение в организации специальных мастерских или мест для лепки, рисования, изготовления игрушек и т.п., как это было в Музее игрушки Н.Л. Бартрамма и на выставках Комиссии по музейно-выставочной работе с детьми, образованной в 1025 г. При Институте методов внешкольной работы. В комиссию входил А.У. Зеленко, который был горячим пропагандистом так называемого «американского метода», согласно которому зритель из пассивного созерцателя музейной экспозиции превращался в её активного участника. Вопреки старому музейному правилу «руками не трогать», здесь можно было взять в руки специально предназначенные для этого экспонаты, одеть манекен в костюм литературного героя, ответить на занятные вопросы, выполнить интересные задания, посостязаться в лепке с профессиональным скульптором, отпечатать пригласительный билет на выставку на настоящем типографском станке6.
Использование приемов активизации зрителей в музеях и на выставках, адресованных детям, подкреплялось данными психолого-педагогических исследований, проводимых, в частности, и А.В. Бакушинским. Согласно его выводам, «ребенок в действии, в реальном движении познает окружающее. Опыт двигательный, осязательный лежит в основе детских представлений о мире, воздействуя на опыт чисто зрительный. … В переходный период замечается борьба двух противоположных установок детского поведения, которая заканчивается полной победой чисто зрительской установки в восприятии мира»7.
Внесение динамики в музейные экспозиции осуществлялось не только за счет музейных игр, объектов действия, создания условий для самостоятельного творчества. Изменения происходили в самой структуре экспозиций. Отдельные экспонаты, соединенные в музейные комплексы, демонстрировали уже не только себя, но и определенную идею, связавшую, соединившую их в данной экспозиции. По убеждению Я.П. Мексина, писателя, работавшего вместе с А.У. Зеленко в Комиссии по музейно-выставочной работе с детьми, выставка – «есть сложное художественное явление, в основе которого лежит система образов»8. Привлекая к созданию экспозиций самих детей, он пришел к выводу, что «дети ищут во всем драматического интереса, предпочитают функциональный принцип: надо сделать так, чтобы было позанятнее. Этот кот пускай стоит, как будто осматривает выставку. Птичка должна пить воду из тарелки»9.
Роль экспозиционера сближалась с ролью режиссера. Внесение в экспозицию драматургической завязки открывало новые возможности воздействия на зрителя. В 1930-е гг. идея «самоговорящих» экспозиций разрабатывалась Н.Н. Коваленской и А.А. Федоровым-Давыдовым. В Третьяковской галерее ими были подготовлены так называемые «марксистские» экспозиции, с помощью которых решались идеологические, политпросветительские задачи. Автор подобных экспозиций должен был «обыгрывать вещи старой культуры, заставляя их говорить на нашем языке нужные нам слова»10.
Параллельно проводил эксперименты в Цветковской галерее А.В. Бакушинский, считавший главной в восприятии художественного произведения эмоциональную сторону. Начав разработку методики художественно-педагогической работы по восприятию произведений искусства с «художественно-переживательных экскурсий», он пришел к необходимости новых опытов музейной экспозиции, размещая экспонаты так, что возникала возможность сложного переживания нескольких произведений как внутренне цельного и замкнутого в себе ряда. Определенная творчески-интуитивно «единая линия переживания» многократно усиливала эмоциональное воздействие экспозиции.
Новые принципы объединения экспонатов в экспериментальных экспозициях начала века не укладывались ни в один из известных типов группировки произведений. У современных исследователей подобные экспозиции получили название проблемно-дидактические11. В самом определении отразилась их педагогическая ориентация. Задачи обучения, воспитания, развития, вставшие перед музейными экспозициями, привели к замене принципов искусствоведения, предполагавших историко-хронологический показ экспонируемого материала, принципами психолого-педагогическими. Это открывало перед музеями новые перспективы в экспозиционно-выставочной работе и вылилось в ряд блестящих экспозиционных экспериментов начала века.
Поскольку в России эти эксперименты не были продолжены, многие идеи так и остались на уровне разработки, не войдя в широкую практику. Современные музейные педагоги, вновь начиная строить экспозиции для детей со стадии эксперимента, убеждаются в том, что идеи начала века в этой области не утратили своей актуальности.
Примером могут служить выставки Омского областного музея изобразительных искусств «Искусство бумажного листа» (1992). Её целью было показать бумагу всесторонне, в разных аспектах: как использует её художник, как бумага входит в повседневную жизнь, что могут делать из неё дети. Всеохватный, комплексный подход к материалу обусловил сложную тематическую структуру выставки. Во-первых, бумага предстала как плоскость для изображения. Раздел, посвященный искусству графики состоял из следующих подразделов: материалы и инструменты художника-графика; рисунок и отпечаток; линия, штрих, пятно; свет и тень; от плоскости к иллюзорному пространству; от натуралистического изображения к знаку и символу.
Письменность также неразрывно связана с бумагой. В этом разделе были показаны старинные принадлежности и бумага с водяными знаками, азбуки с картинками А. Бенуа и Е. Нарбута, иероглифы, лубок и работы современных художников, в которых изображение соединяется со словом, с текстом, книжная иллюстрация. Разносторонне была представлена область прикладной графики: почтовые открытки прошлого и начала нынешнего века, виды и планы городов, географическая карта, всевозможные упаковки, визитки, рекламные листовки, денежные знаки, плакаты.
Так как архитектурные сооружения, театральные костюмы и новые модели одежды появляются сначала на бумаге, на выставке появились разделы: архитектура, театр, мода.
Наконец, бумага была показана, как материал для создания объемных форм, как в области бумажной пластики, так и художественного конструирования.
Пространство выставки было организованно с помощью сквозных металлических перегородок так, чтобы возникало ощущение сложного мира, где за каждым поворотом зрителей ждет новая информация и новые впечатления. Ограниченные решетками отдельные экспозиционные комплексы оказывались не полностью изолированными от пространства зала, а продолжали составлять с ним единое целое. Вертикали и горизонтали перегородок, подобно линиям в графике, лишь обозначали границы пространства. П. Флоренский говорил о том, что «графика пространственность подводит к вещи», что и определило визуальный образ экспозиции.
Для активизации восприятия выставки в неё были включены экспонаты, которые стали объектами действия: планшеты с обведенной линией рукой и с отпечатками ладони в разделе «рисунок –отпечаток», парта с чернильницей, перьевыми ручками и тетрадями, зеркало и бумажные шляпки для примерки, бумажная кукла, для которой зрители рисовали костюмы, доска объявлений и почтовый ящик для отзывов.
В зале находились столы с карандашами и бумагой для самостоятельной работы. Здесь можно было научиться делать из бумаги различные фигурки и пирамидки, основной модуль декоративных шаров и рельефов из мастерской Г.С. Лубышева, вызывавших всеобщее восхищение. Они украшали зал и создавали праздничную атмосферу.
Динамика, привнесенная в экспозицию объектами действия и возможностью самостоятельного творчества, сочеталась с принципами группировки экспонатов в отдельных комплексах, также рассчитанных на активное восприятие, на раскрытие внутренних связей, возникающих при соединении экспонируемых предметов.
В витринах, где демонстрировалась бумажная пластика, были использованы тематический и функциональный принципы. Фигурки художников находились среди инструментов художника-графика. Бумажные мышки обитали в витрине с упаковками для продуктов, где господствовала бумажная кукла-хозяюшка. В парке с павильонами играли музыканты и прогуливались дамы. В соседней витрине за прекрасных дам сражались рыцари, а воинственные петушки с хвостами самой невообразимой формы оказывались в джунглях среди крокодилов и тигров.
В тематических комплексах «Почта», «География», «Театр» был использован принцип ассоциативных связей. Так, рядом со старинными открытками был помещен почтовый ящик, аппликация, изображающая похожую на почтальона девушку и живописный этюд с забором. Переходом от темы почты к теме географии служили графические виды городов. Эти города можно было отыскать на географической карте. А неподалеку был разложен пасьянс из игральных карт, который не противоречил образу Мерседес на театральном эскизе костюма для оперы Бизе «Кармен».
Коллекция денежных знаков, как дореволюционных, так и современных купонов и талонов, размещалась среди упаковок от канфет, духов, мыла, зубной пасты и прочих товаров. В этот же комплекс входили два офорта К.К. Пуустак «Овощи на весах (1980 г.) и «Изобилие осени» (1982 г.) и макет плаката С. Краморова (Омск) «Т-Д-Т2 (1989 г.), в котором эта известная экономическая формула нашла визуальное выражение.
При подборе и разложении экспонатов учитывался также принцип их согласованности по цветовому и линейному ритму, образованному повтором формы круга и полукруга в карте с полушариями, архитектурных проектах, театральных эскизах, «модных» картинках. Этот формальный прием способствовал цельности экспозиции, включающей в себя столь разнородный материал.
Пространство этой выставки получалось праздничным, эмоционально и информационно насыщенным, располагающим к действию и самостоятельному творчеству. Детские рисунки, сделанные на выставке и отзывы, опущенные в почтовый ящик подтверждают это: «Так солнечно и хорошо в вашем музее. Спасибо за выставку «Искусство бумажного листа»», «Здесь классно, не так ли? Все можно потрогать. Мария», «Мне кажется эта выставка очень интересная, экзотическая, занимательная. Было бы больше таких».
Обращение к теории и экспозиционно-выставочной практике начала века показывает, что многие идеи того времени еще не достаточно реализованы и требуют анализа, дальнейшей ращработки и введения в музейную практику.
- Кукашинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств \\ Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. С. 48.
- Там же. С. 52.
- Рашитова Р.С. Детский музей (к истории вопроса) \\ Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. М., 1989. С. 73.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 3-е. М., 1991. С. 58.
- Там же. С. 32.
- Мексин Я. Из опыта музейно-выставочной работы с детьми \\ Советский музей. 1932. № 2. С. 38-57.
- Бакушинский А.В. Объяснительная записка к работе по изобразительному искусству. \\ Революция – искусство – дети. Материалы и документы. Ч. II, изд. 2-е. М., 1988. С. 82.
- Мексин Я.П. Октябрьская выставка в Музее детской книги \\ Советский музей. 1937. № 9\10. С. 23.
- Мексин Я. Из опыта музейно-выставочной работы с детьми. С. 50.
- Федоров-Давыдов. Советский художественный музей. М., 1933. С. 58.
- Асеев Ю.А., Калугина Т.П. Экспозиционные типы. Некоторые проблемы истории и теории. // Вопросы комплексного исследования художественных музеев. Л., 1986. С. 64-74.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.