Архив
Из опыта выставочной работы Омского музея изобразительных искусств
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музеология
Г.Ю. Мысливцева
ИЗ ОПЫТА ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЫ ОМСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ*.
Мысливцева Г.Ю. Из опыта выставочной работы Омского музея изобразительных искусств // Музей и зритель. Сборник статей научно-практической конференции художественных музеев РСФСР. Архангельск, 1990. С.67 – 71.
Временные выставки стали неотъемлемой частью жизни современного художественного музея. Даже музеи, имеющие ограниченные экспозиционный площади, находят возможность выкроить несколько выставочных залов. В Омском музее, существующем в более чем стесненных условиях, постоянно работает несколько выставок, причем основную их часть составляют экспозиции из фондов музея.
Коллекция музея приближается в 11 тысячам экспонатов, а постоянная экспозиция дает возможность показывать лишь около 500. И только временные выставки позволяют экспонировать значительную часть произведений из запасников. Размеры этих выставок невелики – один-два зала. Кроме того, мини-выставки на одну витрину, выставки-публикации, включенные в постоянную экспозицию, витрина в фойе с материалами по истории музея или выставками детских клубов.
Среди выставок Омского музея последних лет есть выставки-публикации, проблемные выставки, специализированные экспозиции для детей. Опытом создания некоторых из них мы можем поделиться с коллегами из других музеев.
Первым опытом выставки-публикации была выставка 1985 года «Западноевропейский натюрморт. Изучение и реставрация», подготовленная гл. хранителем музея А.Е. Чернявской и реставратором В.А. Бекишевой. Небольшую коллекцию можно было показать и в качестве обычной тематической выставки, но тогда весь процесс исследовательской и реставрационной работы остался бы скрытым для зрителя. Форма выставки-публикации дала возможность удовлетворить интерес зрителя к «лаборатории» музейной работы. Сама экспозиции настраивала на серьезное и вдумчивое восприятие. Необычным было большое количество текстового и фотографического материала, соседствующего с живописными произведениями. В экспозицию были введены витрины с книгами, в которых были показаны аналогии, помогшие исследователю определить авторство, школу или датировать произведение.
Экспозиционное оборудование – горизонтальные плоские витрины и витрины с колпаками – позволяли демонстрировать большой дополнительный материал.
Стены зала были задрапированы синей тканью, а тексты, отпечатанные и оформленные художником, размещались на стенах, рядом с произведениями. Общее цветовое решение экспозиции было основном на строгом сочетании синего и белого. В этом окружении не пропадали живописные достоинства потемневших от времени полотен старых мастеров.
Элементы выставки-публикации включаются в различные тематические выставки. Например, выставка 1988 года «Искусство старых мастеров» имела расширенные аннотации к каждому произведению. В одной из витрин демонстрировались материалы, раскрывающие ход реставрации экспонируемых произведений. Раздел, посвященный реставрации иконописи, входил в состав тематической выставки «Преданья старины глубокой…».
Эта выставка создавалась к 1000-летию принятия христианства на Руси и включала в себя иконы, оклады, прикладное искусство и работы русских художников В. Васнецова, М. Нестерова, Н. Рериха, выполненные на религиозные сюжеты. Выставка вызвала большой зрительский интерес, так как христианская культура – это огромный пласт нашей национальной культуры, оказавшийся забытым и часто непонятным большинству людей.
В экспозиции был учтен интерес к иконографии и семантике русской иконы. Частично материал группировался по иконографическому принципу. Сопоставление в одном разделе односюжетных икон, например, образов Богоматери, св. Николы, выполненных в разных иконописных школах, давало возможность их сравнительного анализа. Можно было говорить и о соотношении канона свободы в творчестве иконописцев. Был показан ряд икон, находящихся в процессе реставрации, частично освобожденных от потемневшей пленки лака, многослойных, с открытым грунтом и паволокой, показывающих технологию создания иконы.
Иконы в окладах демонстрировались в витринах на цветных фонах. Среди них зияли прорезаями пустые оклады. Это был выразительный экспозиционный ход, вызывающий неоднозначное толкование, как неоднозначна роль религии в обществе.
Выставка «Преданья старины глубокой…» была не первой в нашем музее, посвященной древнерусскому искусству. В 1984 году мы проводили выставку «Древнерусские традиции в изобразительном искусстве», где было показано и прямое наследование традиций в иконописи и художественных ремеслах, и преобразование этих традиций в других видах искусства, и различные методы освоения древнерусской культуры в профессиональном искусстве XIX – начала ХХ века и в советском искусстве.
На выставке были сопоставлены иконы палехской школы и знаменитая палехская лаковая миниатюра; изделия русских ремесленников, хранящие секреты декоративной обработки метала и дерева, и образцы псевдорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве середины XIX века. Шитые металлической нитью и жемчугом ткани, кружево, предметы быта, украшенные резьбой, эмалями находились рядом с их изображением на полотне К. Маковского «Боярышня у окна», выполненном в позднеакадемической живописной системе.
Проникновение в самую суть поэтики древнерусской иконописи и монументального искусства, построение на ее элементах новых образных систем демонстрировали работы Н. Рериха, В. Васнецова, Н. Гончаровой.
Произведения советских художников, свидетельствовали о том, что традиция живет и развивается. Своеобразно ее претворение в работе омича Н. Бабина «Птица Сирин». Используя технику живописи по левкасу, художник доводит отделку живописной поверхности до филигранности, пользуется приемами монтажа, соединяет реальное и фантастическое, прошлое и современность.
Не просто заимствование сюжетов и форм стремились мы показать на выставке, а живую традицию, органично вошедшую в современную культуру. На выставке прошел концерт ансамбля древнерусской и фольклорной музыки под управлением Д. Покровского, отношение которого к древнерусской культуре было очень близко идее выставки.
Специально спроектированное для этой выставки экспозиционное оборудование (И. Вахитов, Омск) придавало ей единство. Красный квадрат рабочей плоскости напольных и настенных витрин был основным модулем в оформлении выставки. Цветовое решение определялось сочетаниями красного и белого – исконно русским, нарядным, красочным. Оно находило поддержку в экспонируемой на выставке иконописи и живописи.
Выставка «Древнерусские традиции в изобразительном искусстве» стала определенным этапом в выставочной работе нашего музея, как первый опыт создания «проблемной» экспозиции, давшей удовлетворительные результаты, которые можно использовать в дальнейшем.
Интересный опыт был получен при создании «дидактической» выставки «Помощники художника. Материалы и инструменты живописца, графика, скульптора» (1988). Экспозиционная идея была очень проста – показать произведение искусства и как оно сделано. Выставка была адресована детям, любознательность которых мы хотели удовлетворить. Здесь были мольберты, подрамники, холст, палитра, кисти, мастихины, краски, пастельные мелки, штихели, печатные доски, скульптурный станок и многое-многое другое, что обычно скрыто в полных удивительных и загадочных предметов мастерских.
Принцип группировки экспонатов по материалам и техникам дал возможность свети в одной экспозиции офорты Дж. Пиранези и омича А. Чермошенцева, рисунки И. Репина и В.Попкова, произведения профессиональных художников и детские рисунки.
Тема художника и его мастерской продолжалась в самих работах. На «Автопортрете» красноярского художника А. Поздеева мы видим художника-чудака, фокусника, с палитры которого сыплются как шарики жонглера, яркие краски.
Омич Г. Кичигин – приверженец тщательной, иллюзорной живописи, хитроумных пространственных построений. Он изображает себя пишущим автопортрет, как бы в двойной экспозиции. «Автопортрет» Г. Кичигина – олицетворение рационального, логического подхода к творчеству.
«Художница» на картине А. Ситникова погружена в фантастический, космический хаос красок и управляет им с помощью «волшебной палочки» – кисти.
Сюжетно-игровое начало было использовано в построении раздела выставки «Деревянная скульптура». На низком подиуме был сымитирован уголок мастерской с разбросанными инструментами и начатой работой, а экспонаты – «Лежащий» Т. Соколовой и «Волчок» И. Цветкова – играли роль обитателей этой мастерской.
Мотив мастерской, проходящий через всю выставку, завершался столом для самостоятельной работы, где можно было порисовать углем, соусом, гуашью, сделать монотипию.
Примером для выставки «Помощники художника» были специализированные экспозиции зарубежных детских музеев и выставки, создававшиеся в конце 1920-х годов детским писателем Я. Мексиным в Музее детской книги в Москве – «Для детей про зверей» и «Госиздату – 10 лет», где дети играли в различные музейные игры, лепили зверей вместе со скульптором В. Ватагиным, сами печатали пригласительные билеты на выставку.
Богатый опыт советских музеев 1920-х годов и зарубежных музеев, увлекательно и изобретательно работающих с детьми, нами, еще не используется. А необходимость в создании специализированных экспозиций для детей очевидна.
Выставка «Тайны древних курганов» (1985) была адресована старшим школьникам, интересующимся историей. Она имела подзаголовок «Искусство и археология» и знакомила с этой наукой, как на классических, так и на местных образцах. Основную часть экспозиции составляли материалы раскопок, проведенных студентами и преподавателями Омского государственного педагогического института на территории Омской области. История древнего Прииртышья воплотилась в материальных памятниках, имеющих не только историческую, но и художественную ценность. Металлопластика, керамика с оригинальной, исконно сибирской орнаментикой впервые были показаны широкому кругу зрителей.
Перед выставкой стояло несколько задач. Главная – демонстрация нового, неизвестного зрителям материала раскрытие на том материале темы «Искусство древнего Прииртышья». Дополнительная задача – дидактическая. Выставка должна была дать общее понятие об археологии как научной дисциплине, о значении материальных памятников для исторической науки, об основных археологических источниках. Раскрытию этой темы был посвящен вводный комплекс экспозиции. В экспозицию были введены планшеты с увеличенными фотографиями, сделанными во время раскопок. Они выполняли роль не только информативную, но и эмоциональную, органично включаясь в общую атмосферу выставки.
Дизайнерское решение экспозиции (художник-дизайнер К. Петров, Москва), воплощало идею, заложенную в названии выставки – «Тайны древних курганов». Разновысокие горизонтальные витрины, напоминавшие об археологических срезах почвы, составляли лабиринты. Цветовое решение было основано на сочетании белого и синего в оборудовании и бронзы, золота, терракоты – в экспонатах. Подсветка в витринах, приглушенное освещение усиливали ощущение проникновения в тайны древней сибирской земли.
Тему древнего искусства Прииртышья продолжила выставка «Древние сокровища Сибири» (1987), где были показаны материалы раскопок. Проведенных Омским государственным университетом. В 1986 году археологам университета посчастливилось обнаружить в д. Сидоровка Нижнеомского района неразграбленное захоронение воина, относящееся к XI – XII вв. до н.э. Предметы, найденные в этом погребении, имеют большую научную и художественную ценность. В их числе: массивная золотая гривна, золотые, инкрустированные камнями поясные пластины с изображением сцены борьбы дракона и двух кошачьих хищников, серьга, накладки, пряжки, многочисленные мелкие золотые пронизки и бляшки. Обращали на себя внимание элементы конской упряжи, в том числе серебряные фалары с изображением крылатых драконов. Ряд предметов имеет аналогии в коллекции Эрмитажа.
В качестве дополнительного материала были использованы фотографии раскопок и схема захоронения, по которой можно было узнать, где находились предметы, экспонируемы на выставке.
Памятники из захоронения воина демонстрировались в трех витринах, расположенных в глубине зала и выделенных цветом обитых малиновым бархатом щитов и фокусированной подсветкой. Пространственное построение экспозиции воплощало идею дромоса – вертикальные витрины с предметами, характеризующими Саргатскую культуру, к которой ученые университета относят найденное погребение, образовывали подобие коридора, ведущего к центральному ядру выставки.
Такое экспозиционное решение способствовало созданию особого эмоционального настроя, вносило поэтическую окраску в восприятие экспозиции. Этикетаж сопровождался стихами В. Берестова и И. Бунина.
Материал, с которым работает экспозиционер в художественном музее, сам по себе ценен и эмоционально насыщен, но это не значит, что следует отказаться от экспозиционных поисков. В контексте экспозиции выразительность отдельного произведения может подчеркиваться или снижаться, выявятся в большей мере те или иные его качества. Связь между экспонатами может определяться не аналитически-рассудочно, а, скажем, общей линией переживания, как это было в выставках, проводимых А.В. Бакушинским в 1920-е годы в Цветковской галерее. Несколько произведений различных авторов и эпох он объединял в «живописные и скульптурные оратории величайшей силы и сложности».
Принцип «единства психологического ряда» мы попытались использовать на тематической выставке «Нам нужен мир!» (1985). Одно произведение по контрасту или созвучию дополняло другое. Монументальное полотно К. Щекотова «Зоя Космодемьянская перед казнью» приобрело еще большую трагическую экспрессию в окружении светлых, лирических весенних пейзажей, рядом с картиной выпускного бала, где пышные белые, голубые, розовые платья были подобно нежным цветам. В контексте с «Зоей» все эти мотивы наполнялись новым, предостерегающим смыслом.
«Безымянная высота» Б. Неменского – картина символического звучания. Ее тема – несовместимость юности и смерти. Высокая точка зрения заставляет круглиться земную поверхность с распростертыми на ней телами убитых юношей, что придает рядовому эпизоду войны планетарный масштаб. Это ощущение космичности картины Б. Неменского усиливалось благодаря соседству с пустынным осенним пейзажем, данным с такой же высокой точки зрения.
Другие разделы выставки – «Земля», «Город», «Детство» – также строились на контрастном сопоставлении картин мира и войны.
Выставка «Нам нужен мир!» посвящалась XXII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Новый подход к материалу сделал ее заостренно-выразительной, эмоционально воплотившей основную идею нашего времени – борьбу за сохранение мира на планете.
Несколько выставок, о которых здесь рассказано, – лишь небольшая часть напряженной выставочной деятельности музея изобразительных искусств в Омске. В своей работе мы стараемся использовать все новое, что появляется в выставочной практике, возродить то, что было уже найдено первыми советскими музеями в 1920-е годы, сами пробуем изобретать. Мы хотим, чтобы наши выставки будили мысль и воображение зрителей.
Конечно, фонды провинциальных музеев проигрывают при сравнении с крупнейшими собраниями музеев Москвы и Ленинграда, и большое значение, для их выставочного репертуара имеют передвижные выставки из центра. Но, может быть, как раз ограниченность фондов заставляет искать наиболее интересные экспозиционные идеи и решения?
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.