Архив
О проекте музея «Либеров-центр» «Учителя и ученики. Связь поколений». 2000-2001 гг.
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музеология Художественная жизнь Омска
Г.Ю. Мысливцева
О ПРОЕКТЕ МУЗЕЯ «ЛИБЕРОВ-ЦЕНТР» «УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ. СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ» 2000-2001 гг.»
Мысливцева Г.Ю., Хренникова П.А. О проекте музея «Либеров-центр» «Учителя и ученики. Связь поколений». 2000-2001 гг. // Культурологические исследования в Сибири. № 1 (7). Омск, 2002. С. 186-189.
Проект «Учителя и ученики. Связь поколений» посвящен 90-летию со дня рождения народного России, члена-корреспондента Академии художеств, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина, Почетного гражданина города Омска, профессора Алексея Николаевича Либерова (1911-2001), выдающегося художника, сыгравшего роль в формировании культурного пространства Сибири, ставшего основателем художественно-графического факультета в Омском государственном педагогическом институте (ОГПИ) и воспитавшего несколько поколений учеников.
Цель проекта – изучение творчества А.Н. Либерова с точки зрения преемственности художественных традиций, профессионального мастерства, мировоззренческих установок и духовных ценностей.
Открылся проект в сентябре 2000 г. выставкой произведений первого учителя А.Н. Либерова – Вадима Матвеевича Мизерова (1889-1954), руководившего художественной студией в Томске, где родился и некоторое время жил А.Н. Либеров. Выпускник Казанской художественной школы (архитектор и живописец, ученик Н.И. Фешина), В.М. Мизеров был и в 1920-х годах художником «серебряного века». Человек артистичный, красивый, жизнь свою «творивший» как произведение искусства, он не мог не произвести сильного впечатления на юного Алексея Либерова, и в творчестве последнего обнаруживается эстетизм, изящная декоративность, артистичность духа. Вторая выставка цикла была посвящена творчеству Виктора Ивановича Уфимцева (1899-1964), у которого А.Н. Либеров занимался после переезда семьи в Омск. В отличие от В.М. Мизерова, В.И. Уфимцев был «человеком сегодняшнего дня», поклонником Владимира Маяковского, «кубофутуристом». Один из организаторов творческой группы «Червонная тройка», он принадлежал к революционно настроенным «омским хулиганам», по определению Леонида Мартынова. После первых путешествий в Казахастан и Среднюю Азию В.И. Уфимцев был «пленен Востоком» и вскоре переехал в Ташкент. Его творчеству были присущи экспрессия, декоративность, повышенная выразительность формы.
Столь полярные личности, стоящие у истоков творчества А.Н. Либерова, похоже, определили его незаметную на первый взгляд сложность и многогранность.
В день открытия научно-практической конференции «Учителя и ученики. Связь поколений», проходившей в музее «Либеров-центр» 26 и 27 апреля 2001 г., развернулась дискуссия о возможных методах изучения творчества А.Н. Либерова. А.Н. Гуменюк (Омск) представила очень серьезное, строгое, академическое исследование пейзажей А.Н. Либерова семантический метод, рассмотрев несколько пейзажей в качестве «художественных тестов». Несмотря на противоположность методов, В.Ф. Чирков также пришел к выводу о высшей, едва ли не математически выверенной гармонии и уравновешенности произведений художника.
Привлечению к методам искусствоведческих исследований герменевтических идей был посвящен доклад Е.Ю. Худоноговой (Красноярск) «Визуальный образ и композиция в живописи. К проблемам перевода». По мнению А.Г. Бойко (г. Санкт-Петербург), творчество А.Н. Либерова заключает в себе противоположные начала, и это причина непрекращающегося интереса к нему искусствоведов.
В рамках программы юбилейных мероприятий 26 апреля прошло заседание открытого Ученого совета Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), где в докладе профессора М.Е. Бударина (Омск) и во всех последующих выступлениях подчеркивалась ведущая роль А.Н. Либерова в организации художественно-графического факультета в ОмГПУ и дальнейшего развития художественного образования в регионе.
В тот же день в выставочном зале Омского отделения Союза художников России состоялся Круглый стол «Слово об учителе. Роль личности в образовании художника», в котором приняли участие Р.Ф. Черепанов – выпускник художественной студии при Омском музее изобразительных искусств в годы Великой Отечественной войны и другие ученики А.Н. Либерова – выпускники художественно-графического факультета (сейчас – это факультет изобразительных искусств (ФИИ) ОмГПУ разных лет – Г.П. Кичигин, М.И. Разумов, А.С. Макаров, В.Л. Долгушин. Эти художники – признанные мастера, каждый из которых отличается индивидуальным творческим почерком и в то же время воспринял от учителя требовательное отношение к формальному решению картины, глубокое проникновение в сущность изображаемого мотива, поэтическое восприятие действительности. Их работы были представлены на выставке «Дар учителю» в Доме художника.
Из выступлений участников «Круглого стола» вытекало, что в педагогической практике А.Н. Либерова не было давления, прессинга, насаждения своего метода. Алексей Николаевич давал право каждому ученику, если он достиг какого-то профессионального уровня, выражать своё состояние, говорить искренне. По словам заслуженного художника России Г.П. Кичигина, в 1974 г. окончившего ХГФ ОГПИ, теперь доцента кафедры живописи ФИИИ ОмГПУ, «он не любил, когда просили посмотреть чьи-то работы, он сам смотрел и делал выводы. В редких случаях он обращал внимание на какие-то недочеты, но эти слова, точно сказанные, точно выверенные, были лучше всякого рецепта».
Как отметил М.И. Разумов, окончивший ХГФ в 1965 г., а ныне — заведующий кафедрой графики ФИИ ОмГПУ: «Если бы не открытие художественно-графического факультета, то мы на несколько десятилетий отстали бы в области художественного образования и художественной культуры в целом, так как после открытия факультета стали создаваться в Омске и в Омской области детские художественные школы».
27 апреля на конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся роли музея в образовании и эстетическом воспитании подрастающего поколения. А.Г. Бойко познакомил аудиторию с программой Государственного Русского музея «Здравствуй, музей!», которая носит универсальный характер и успешно используется в ряде городов России с обязательным привлечением «регионального компонента».
Об уникальной ситуации, сложившейся в Омске с начала 1960-х гг., говорила Т.В. Бабикова (Омск) в докладе «Омск на пересечении художественных направлений и школ». Своеобразие Омской художественной культуры состоит, по её мнению, в том, что здесь не сложилось какой-либо одной художественной школы, а сосуществует множество методов и стилей.
Эту мысль продолжила Г.Г. Гурьянова (Омск), познакомившая слушателей с историей омского ХГФ ОмГПУ, где изначально была создана установка на ведущую роль личности педагога-художника, примером собственного творчества воспитывающего учеников. Таким педагогом был в первую очередь А.Н. Либеров, формировавший коллектив преподавателей по этому принципу.
Доклады педагогов И.Н. Тихоненко, И.В. Зинкевич, Т.М. Мазуровой и Ф.Л. Шарафутдиновой (Омск) были, главным образом, посвящены проблемам передачи духовных ценностей. О.Б. Колоколова (Омск) становилась на методах формирования эстетического идеала в системе мировоззрения студентов факультета искусств.
Конференция собрала самых заинтересованных людей, понимающих искусство как выражение высших духовных ценностей, сохранение и передача которых зависит от каждого из нас. И не случайно идея эта была связана с личностью и творчеством А.Н. Либерова, воспитавшего целую плеяду учеников-соратников.
Именно об этом говорила В.Г. Рыженко (Омск) в ключевом докладе «Проблема связи поколений как важный фактор укрепления местной культуры», написанном в соавторстве с В.Ш. Назимовой (Омск).
В проекте «Учителя и ученики. Связь поколений» участвовали многие научные образовательные и административные организации и учреждения культуры Омска: Омский государственный педагогический университет, Омский государственный университет, Омская государственная областная научная библиотека им. А.С.Пушкина, Сибирский филиал Российского института культурологи МК РФ, Государственный областной художественный музей «Либеров-центр», Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омская областная организация ВТОО «Союз художников России», Главное управление культуры и искусств Администрации Омской области, Управление культуры и искусств Администрации г. Омска. Они же (кроме областной библиотеки) стали организаторами проведения конференции.
Вышедший в печати сборник материалов конференции с каталогами всех выставок цикла «Учителя и ученики. Связь поколений» дополнил ряд публикаций, посвященных искусству Омска, которых все еще не хватает.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.