Архив
Дидактическая выставка «ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ по имени ПАСТЕЛЬ»
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музейная педагогика Музеология
Г.Ю. Мысливцева
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ ПО ИМЕНИ ПАСТЕЛЬ».
Мысливцева Г.Ю. Дидактическая выставка «ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ по имени ПАСТЕЛЬ» // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 332-334
Музей «Либеров-центр», возникший в Омске в 1994 году, посвящен творчеству одного из старейших омских художников, классика сибирского пейзажа, мастера пастельной живописи, народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств, профессора живописи Алексея Николаевича Либерова (1911-2001). Изначально в структуре музея существует Студия для одаренных детей, где преподается музыка, изобразительное искусство, актерское мастерство. Таким образом, педагогическая ориентация музейной деятельности не случайна.
Небольшая дидактическая выставка, рассказывающая о любимом художественном материале А.Н. Либерова – пастели — была создана в 1998 году. Она удачно вписалась в постоянную экспозицию произведений мастера и дала возможность дополнить рассказ о пастели показом «кухни художника».
Принципиально важным для дидактической выставки является момент интерактивности, следовательно, необходимо было предусмотреть наличие экспонатов открытого доступа и место для самостоятельной работы.
Выставка разместилась в двух витринах и на подиуме, использованном как подставка для «родового древа» пастели, на котором «росли» ее «ближайшие родственники» из семейства сухих мягких материалов (уголь, мел, сангина, соус) и как основа для образцов бумаги, картона, замши, мелкой наждачной шкурки. Их можно было трогать, ощущая шероховатость и рыхлость предназначенных для пастели поверхностей.
На полках витрин демонстрировались следующие экспозиционные комплексы:
— «Кухня»: рецепты приготовления пастели и вещества, входящие в ее состав. Готовая пастель и ее составляющие (пигменты, белая глина, декстрин, вишневая камедь, мел, гипс и прочее) размещались в игрушечном фарфоровом сервизе.
— «Классики»: открытки с репродукциями известных произведений выполненных пастелью, хранящихся в различных музеях мира. Открытки были разложены в виде детских классиков. Так же предполагалось разместить на полу планшеты для самостоятельной работы, ведь пастель немного напоминает цветные мелки для рисования на асфальте.
— «Мастер-класс»: приемы работы пастелью — растушевка, линия, штрих, пятно. Этапы создания произведения – подложка, рисунок, проработка деталей.
— «Чего боится пастель?» Рецепты закрепления пастели.
— «Контрольная работа». Какое из этих яблок нарисовано пастелью?
Завершала выставку «Мастерская» с мольбертом-треножником, наборами пастели и лаком-закрепителем.
В таком полном варианте выставка работала в течение трех месяцев. Затем «Мастерская» была свернута в связи с истощением запасов пастели, правда еще некоторое время зрителям предлагалась пастель и бумага для работы за дополнительную плату.
Два года спустя выставка была восстановлена для экспонирования в художественном музее районного поселка Таврическое Омской области. Сотрудники музея организовали ее работу с учетом всех правил дидактической выставки, специально закупив для ее проведения наборы пастели.
Посетителями дидактической выставки в Омске и в Таврическом были, главным образом, учащиеся общеобразовательных школ. Экспозиция способствовала расширению их кругозора, помогала лучше понять выставленные в музеях произведения, выполненные пастелью, почувствовать характер этого материала.
В 2001 году выставка «Цветные мелки по имени Пастель» вновь была восстановлена в «Либеров-центре», но уже с другими задачами. На этот раз она была адресована детям, занимающимся в художественных школах, и сопровождалась мастер-классом художника Владимира Долгушина, ученика А.Н. Либерова.
Под руководством мастера, в совершенстве владеющего материалом, дети выполняли композиции на тему природы. Художник раскрыл некоторые секреты своей «кухни», показав как традиционные приемы работы пастелью, так и нетрадиционное использование мела, металлического сита для получения порошка пастели, лака-закрепителя для уплотнения фактуры.
Необходимость подобного общения творчески работающих детей с профессионалом-художником, причем в стенах музея такого классика пастельной живописи, каким является А.Н. Либеров, оказалась настолько очевидной, что заявки на повторение «мастер-класса» продолжают поступать. Теперь такая форма работы станет для «Либеров-центра» традиционной. Музей, таким образом, наряду с учебным заведением, может служить механизмом передачи профессионального мастерства.
Наличию в Омске художников, работающих в редкой и непростой технике пастели, город, безусловно, обязан А.Н. Либерову. Учениками этого мастера были В.Л. Долгушин, М.И. Разумов, А.С. Макаров. К технике пастели обращаются также Л.А. Зотикова, Г.С. Катилло-Ратмиров, В.П. Белоусов, И.В. Зинкевич. Пастелью успешно работают ученики педагога О.А. Буровой в Детской художественной школе № 5. Их произведения уже вошли в коллекцию детского творчества «Либеров-центра».
Деятельность музея «Либеров-центр» по пропаганде и сохранению традиций пастельной живописи в Омске направлена, главным образом, на детей. Именно поэтому была выбрана форма дидактической выставки, занимательной и пробуждающей собственную творческую активность. Главным принципом для ее организаторов стало привлечение к работе с детьми мастеров-профессионалов. Только таким образом возможна настоящая преемственность поколений, и музей должен стать в этой цепочке важным звеном.
Литератора о пастели:
Пастели XVI – XIX веков в Государственном Эрмитаже. Каталог. Составитель Т.Д. Каменская. – Л., 1960
Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. – М., 1962
Щипанов А. Художнику любителю. – М., 1970
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М., 1988
Пастель – художественный материал, название которого произошло от итальянского слова «пастелло», что означает «тесто», «масса», «смесь». Это – название как материала, так и произведения, которое им выполнено. Перед экспозиционерами стояла задача рассказать об этом достаточно редком, чрезвычайно изысканном материале в доступной для детей форме. Тематическая структура выставки
Пастель принадлежит к семейству СУХИХ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ. Её ближайшие родственники – уголь, мел, соус, сангина.
Пастель известна с 16 века. Её использовали такие классики изобразительного искусства, как Леонардо да Винчи, Антуан Ватто, Этгар Дега, Жан-Этьен Лиотар, Валентин Серов. Пастель – это любимый материал народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России, лауреата Государственной премии им.И.Е.Репина Алексея Николаевича Либерова, творчеству которого посвящен наш музей.
Пастель не выгорает, не жухнет, не нуждается в просушке, однако она удерживается на бумаге лишь механически. Поэтому работы, выполненные пастелью, следует беречь от сотрясений, прикосновений, влажного воздуха. Лучше хранить их под стеклом, которое не должно касаться поверхности листа. Иногда для закрепления пастели пользуются лаком-фиксативом.
Рисовать пастелью лучше на шероховатых поверхностях. Она любит замшу, пергамент, картон, обёрточную и даже наждачную бумагу.
Техника пастели отличается особой свежестью, мягкостью и нежностью красок, тонкими тональными переходами, бархатистостью и матовостью фактуры. Ей присуще изящество и мягкая декоративность. Пастель используется как живописный и графический материал.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.