Архив
Культурологическая составляющая в концепции Городского музея «Искусство Омска»
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: ГМИО Концепция ГМИО Музеология
Г.Ю. Мысливцева
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОГО МУЗЕЯ «ИСКУССТВО ОМСКА».
Мысливцева Г.Ю. Культурологическая составляющая в концепции Городского музея «Искусство Омска» // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 328-329
Созданный в 1991 году по инициативе искусствоведа В.Ф. Чиркова Городской музей «Искусство Омска» вскоре заявил о себе как о музее художественно-культурологического профиля, т.е. связал себя с молодой и перспективной наукой – культурологией. Насколько мы сегодня выполняем возложенные на себя функции, стал ли музей источниковой базой для культурологов, нам и предстоит обсудить.
Концепция ГМИО сложилась не сразу. Она нащупывалась в процессе активной деятельности по комплектованию, главным образом, художественных фондов, организации крупных выставочных проектов, сопряженных с научными конференциями и симпозиумами. Как основной принцип была выдвинута междисциплинарность исследований происходящих в современной культуре событий, и в этом проявлялся культурологический подход. В первой половине 1990-х годов ГМИО играл важную роль в художественной жизни города и региона.
Авторитет, завоеванный музеем в первые годы существования, продолжает нас поддерживать.
Одновременно генеральной идеей ГМИО была заявлена идея «Духа Места», проявляющегося в местной художественной культуре через творчество художников, и как конечный результат, по мысли В.Ф. Чиркова, в музейной экспозиции должна возникнуть «микромодель города». Под девизом “Genius Loci” музей работал и продолжает работать, комплектуя коллекцию произведений, создающих образ города, проводя исследования по теме города в искусстве Омска.
Таким образом, Дух Места исследовался через художественные тексты. Мы создавали свои рефлексии по поводу рефлексий авторов произведений на тему города. Некоторая ограниченность этого метода стала очевидной в последнее время, когда интерес художников к городу, как и вообще к современной действительности, снизился. И мы должны признать, что о «микромодели города» нельзя говорить на основании одних только художественных текстов. Наивно полагаться, что наши художники в своем творчестве отразят город во всей полноте. В мире существуют музеи городов. Например, Музей Лондона или бывший Музей истории Ленинграда, но это не художественные, а исторические музеи. Очевидно, что художественные тексты должны быть дополнены текстами культуры.
В первую очередь, следует скомплектовать коллекцию карт и планов Омска, которая у нас до сих пор не собрана. Во-вторых, необходимо собрать городскую символику. В-третьих, должна быть зафиксирована меняющаяся городская среда. На сегодняшний день почти не раскрыта тема «Искусство в городской среде». Нами начата видеосъемка наружной городской рекламы и в фонд Научного архива поступили фотографии омских граффити. Но этого не достаточно, и работу в этом направлении необходимо продолжить, если мы считаем себя музеем художественно-культурологическим.
Если проанализировать наши художественные коллекции с точки зрения полноты охвата всех явлений и сфер художественной культуры нашего города, то обнаружатся существенные лакуны. Так, полностью отсутствуют произведения религиозного искусства. Плохо представлено искусство национальных культур, хотя это и дело этнографических музеев. Недостаточно отражено актуальное искусство и т.д.
Музей художественной культуры и музей художественно-культурологический не одно и то же. Первый, по определению, ориентирован на выдающиеся произведения искусства. Второй стремится к полноте отражения происходящих в культуре процессов, и попавшие в коллекцию предметы не являясь высокохудожественными, характеризуют культуру своего времени.
И здесь возникает еще одна проблема – музей принципиально ограничил себя комплектованием произведений только омских художников, перенеся этот принцип на все фонды. В этом случае оказывается, что Омск существует изолированно от страны и мира, а искусство Омска лишается контекста. Представить же культурную среду ее существенными, наиболее характерными символами и знаками невозможно, пользуясь предметами, произведенными в одном только Омске. Если вспомнить, что в самом начале своей истории ГМИО существовал в единстве с коллекцией В.И. Селюка и носил название «Музей художественной культуры и городского быта, можно сказать, что отголоски этого первоначального единства возникают и сейчас. Взаимное притяжение очевидно.
Вещи, нагруженные смыслами эпохи, воссоздающие контекст в котором создавались и создаются художественные произведения, притягиваются музеем. Этому способствует выставочная деятельность. Такие экспозиции, как «Волшебная сила народного искусства» и «Бабушкина елка» привлекли в музей целый ряд предметов, связанных с деревенским бытом, таким привлекательным для художников, и атрибутику встречи Нового года в 1950-60-е годы. Комплексный, средовой подход делает выставки не только более привлекательными, эмоциональными, но и увеличивает их информационную ценность. Так, образ мальчика в линогравюре Б.Н. Николаева «Снегирек» (196?) был поддержан многочисленными вариациями на тему счастливого детства в новогодних открытках 1950-60-х годов.
В ГМИО подбирается коллекция политического плаката 1970-80-х годов, которая дает ярчайший образец пропаганды советских идеалов. На сопоставлении их с современной, столь же императивной, рекламой можно говорить о смене формаций в нашей стране. Но большинство из этих произведений не местного производства. Однако Дух Места без Духа Времени окажется обедненным. Культурологический подход предполагает целостное, всестороннее рассмотрение искусства как части культуры. В связи с этим, если мы основываем свою деятельность на методах культурологии, нам необходимо выработать стратегию отбора экспонатов, характеризующих культуру данного времени. Важно, в первую очередь, определить границы и критерии такого отбора, чтобы не превратить музей в забитый вещами склад.
В связи с вышесказанным, я бы представила схему комплектования коллекций
ГМИО в виде пересечения вертикальной линии с направлениями вверх – «искусство Омска», вниз – «историко-культурные контексты» и горизонтальной с направлениями влево – «художественные коллекции» и вправо – «культурологические коллекции».
Эта схема дополнит первоначально представленный В.Ф. Чирковым образ музея в виде пирамиды, в вершину которой помещен Дух Места, опирающийся на природные, социокультурные и духовные основания.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.