Архив
Особенности работы в малом музее
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Музеология
Г.Ю. Мысливцева
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В МАЛОМ МУЗЕЕ.
Мысливцева Г.Ю. Особенности работы в малом музее // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 326-327
«Музеи – научные и научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры» – говорится в энциклопедиях. Функция общественной памяти и трансляции от поколения к поколению выработанной человечеством культуры реализуется в вышеперечисленных направлениях работы музея. Все они должны осуществляться независимо от размера музея. При упразднении хотя бы одной из функций музей теряет свою специфику.
Большая часть крупных музеев начиналась как «малые», и многие малые музеи имеют все шансы вырасти в большие. Таким образом, статус «малого музея» неоднозначен и преходящ. Музей может считаться малым:
А) по количеству единиц хранения;
В) по штатам;
С) по занимаемым площадям.
Однако от этих характеристик мало зависит масштаб его деятельности. Мы имеем примеры широкомасштабных акций, инициированных и осуществленных малыми музеями: Региональная выставка-конференция «Человек в пространстве времени» (1996, Омск, ГМИО) или Международный фестиваль визуального юмора «Карикатурум» (2001, Сургут, СГХМ).
В советском обществе сложилась определенная модель художественного музея, позаимствованная (или спущенная) из центра, со следующими тематическими разделами (фондами):
- зарубежное западноевропейское (реже – восточное) искусство;
- дореволюционное русское искусство (включая икону и другие памятники православной церкви);
- советское искусство (включая республики СССР);
- региональное, местное искусство, крайне редко особые экспозиции и не выделяемое из отделов советского (теперь современного) искусства.
Крупные музеи, таким образом, стремятся к широте охвата и по возможности более полному «иллюстрированию» истории мирового искусства. Музей искусствоведческого профиля в провинциальном городе является своего рода окном вовне, в пространство мировой культуры, приобщая к ней местное сообщество.
Особую группу представляют музеи развивающихся городов, например, Севера Сибири. Сургутский и Ханты-Мансийский художественные музеи изначально ориентированы на модель крупного музея, и успешно комплектуют свои фонды на всемирных аукционах.
Большинство малых музеев, тем не менее, обращены к местной культуре, внутрь своего социума. Как пример ироничной топонимической рефлексии можно назвать «Музей петуха» в Петушках и «Музей мыши» в городе Мышкине. В сферу внимания малых музеев попадает не столько общее, сколько особенное. Поэтому, если крупные музеи часто похожи друг на друга, каждый малый музей хорош или плох по-своему.
Местный художественный процесс в Омске отражают сразу несколько музеев. В ООМИИ им. М.А. Врубеля произведения омских художников включены в экспозицию искусства ХХ-ХХI века как часть общего развития искусства страны. В то же время в главном художественном музее России – Государственной Третьяковской галерее – в экспозиции этого периода искусство Сибири отсутствует, как будто его не было. Местные музеи, как большие, так и малые, не позволяют упустить (потерять) многие художественные ценности, включая их в свои коллекции.
Малые музеи даже в большей степени работают как аккумуляторы общественной памяти на местах, обслуживая интересы своего социума (вплоть до индивида). Малый музей имеет больше возможностей сделать жизнь отдельного человека достоянием истории, способствуя росту индивидуального и регионального самосознания, что укрепляет страну в целом.
Крупные музеи предпочитают собирать шедевры, уникумы, восстанавливая, реконструируя, чаще всего по литературным источникам, художественные и историко-культурные процессы, в результате которых они создавались. Малым музеям более свойствен культурологический подход. Они наблюдают культурные процессы изнутри, фиксируя и документируя их в своих коллекциях. Вести текущую хронику художественной жизни Омска, комплектовать сопровождающий ее Научный архив и Фонд личных архивов начал с 1995 года Городской музей «Искусство Омска». В коллекциях этого музея остается гораздо больше свидетельств художественной жизни города, чем в музее, ориентированном на шедевры, а не отслеживание процессов. Материалы личных архивов ушедших из жизни омских художников с 2000 года собирает ГОХ музей «Либеров-центр». Здесь же последовательно ведется работа по изучению творчества народного художника России А.Н. Либерова и художников его круга.
Малые музеи Омска первыми обратились к междисциплинарным исследованиям явлений и процессов культурной жизни города, отозвавшись таким образом на интеграционные тенденции, наблюдаемые в мире науки. Малые музеи (во всяком случае, больших городов) часто оказываются более мобильными, склонными к экспериментам, чем громоздкие по своей структуре мегамузеи.
Особенность работы в малом музее определяется небольшим количеством сотрудников, вследствие чего отсутствует жесткое разделение труда. Каждый научный сотрудник, включая директора, универсален. Если в крупном музее можно пройти путь становления поэтапно, начиная с экскурсовода или даже со смотрителя, то в малом – приходится осваивать все формы работы сразу.
Малый музей является достаточно открытой структурой. Для реализации серьезных проектов они, как правило, привлекают к сотрудничеству научные и художественные силы города, а нередко и региона. В Ученые советы и Экспертно-фондовые комиссии этих музеев входят представители вузовской науки и сотрудники крупных музеев города.
Такая организация оказывается менее забюрократизированной, более демократичной и дает, в конечном итоге, больше возможностей для творческой самореализации личности.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.