Архив
Детский рисунок в музее (к вопросу экспонирования)
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: Детское творчество Музеология
Г.Ю. Мысливцева
ДЕТСКИЙ РИСУНОК В МУЗЕЕ (К ВОПРОСУ ЭКСПОНИРОВАНИЯ)
Мысливцева Г.Ю. Детский рисунок в музее (к вопросу экспонирования) // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тезисы. СПб., 1995. С.84-90.
Детский рисунок все более завоевывает себе право на присутствие в музее. Этот факт психологически настраивает ребенка на отношение к своему творчеству как к значимой деятельности, приближает его к «высокому» искусству.
Но имеет ли детский рисунок самостоятельную ценность? И если имеет, то в какой области человеческого знания он
может рассматриваться? И какое отношение эта область имеет к нашему пониманию художественного музея, который, как нам хорошо известно является музеем искусствоведческого профиля. Следовательно, вопрос может быть сформулирован более конкретно: считать ли детский рисунок произведением искусства?
Действительно, с одной стороны, организовавший в 1916 г. В Москве выставку детских рисунков Я. Тугендхольд стремился показать ценность детского изобразительного творчества как особого вида «примитивного искусства», созданная в 1922 г. При Государственной академии художественных наук Комиссия по изучению примитивного искусства занималась и детским рисунком, исследования по детскому рисунку имеются у таких ученых , как Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, Р. Архнхейм, так или иначе обращавшихся к искусствознанию. О принадлежности детского рисунка к области искусства могло бы свидетельствовать обращение художников некоторых направлений европейского авангарда к детскому творчеству и, наконец, наличие специализированных музеев детского творчества, например, в г. Юрге и при Новосибирской картинной галерее.
Но, с другой стороны, искусствовед не может рассматривать детский рисунок как произведение искусства, в первую очередь, из-за его спонтанности, непреднамеренности – именно того качества, которое в нем больше всего и привлекает. Сознательное же создание художественного образа означает для ребенка вступление его на путь профессионального обучения, которое осуществляется педагогом. Следовательно, созданные в процессе обучения работы уже не являются полностью самостоятельными, а демонстрируют успехи педагогической системы, что вряд ли представляет большой интерес для художественного музея.
Таким образом, перед нами явление, находящееся у грани собственно искусства, но, тем не менее, обращающее на себя внимание искусствоведов и музейщиков. Показательно, что происходит это в тот момент, когда музеи берут на себя, помимо просветительных ( в области искусства), еще и воспитательные функции, и главной задачей их педагогической деятельности становится содействие воспитанию творческой личности.
Обращение вовне, в более широкие сферы жизни выразилось в музейной практике еще и в необычном для художественных музеев интересе к изучению культуры края, особенно заметного с середины 1980-х годов, о чем свидетельствовал целый ряд научных конференций, посвященных этой теме. В сферу научных интересов сотрудников художественных музеев попа история местных обществ любителей изящных искусств, рисовальных классов, студий и других специальных учебных заведений. Таким образом в Омском областном музее изобразительных искусств появилась коллекция учебных работ студентов Художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля, которая отразила дух своего времени. Взглянув на детский рисунок с этих позиций, мы должны признать, что и он принадлежит к явлениям культуры, временная дистанция особенно хорошо дает это почувствовать. Рисунки детей 20-х, 30-х годов, собранные Г.В. Лабунской и С.Д. Левиным, оказываются бесценными документами эпохи.
Педагогическая ориентация современных художественных музеев в сочетании с их обращением к культурологическим исследованиям способствуют проникновению в сферу их интересов детского рисунка. Однако, признав уместность присутствия детских работ в музее, мы оказываемся перед новой проблемой: выработанные приемы и методы экспонирования музейных ценностей не годятся для детского рисунка. В музейной практике сложились три основных способа показа детских работ:
1) Академический – каждая работа помещена в отдельную застекленную рамку, как произведение взрослого художника, что безусловно, повышает ее ценность и значимость.
2) Рисунки наклеиваются шпалерно на большие картонные плоскости, которым иногда придается силуэт какой-либо фигуры. Это – типичный образец декоративной экспозиции.
Третий, становящийся все более популярным, способ экспонирования детских работ основан на разработанном музейными педагогами сценарии. В экспозицию вводятся объекты действия, а экскурсии проходят в виде игры. Эти выставки с самого начала предназначаются для активного поведения на них ребенка и могут быть названы сюжетно-игровыми.
Остановимся на анализе двух выставок детского творчества, организованных нами в Омске. Первая демонстрировала работы учащихся Детской школы искусств № 3 – яркие, выразительные, выполненные во всевозможных техниках из самых разных материалов. Экспозиция под названием «Детский мир» состояла из трех больших тематических комплексов. Главный – «Космос, земля, природа», располагался в центре зала. Сверху свисал полумесяц со звездами, на рисунках, гобеленах, батиках – зимние и летние пейзажи, цветы, плоды, звери, птицы, насекомые. В витринах – композиции из сухих букетов и предметов из натюрмортного фонда. Два других комплекса раскрывали темы «Город» и «Дом». Для их оживления в «Городе» был построен дворец из кубиков, а «Дома» отдыхали на старинном диване сшитые детьми куклы. Среди детских автопортретов затерялось зеркало. Более мелкие тематические комплексы образовались в соответствии с заданиями, над которыми работали дети: музыка и музыкальные инструменты, памятники древности, народные промыслы. Все они сопровождались музейными натюрмортами в витринах.
Выводы сделаны – недостаточно превращать детские выставки в «праздник для глаз», показывая детские работы как музейные экспонаты. Необходимо моделирование таких ситуаций, в которых детский рисунок жил бы активно в более естественной для себя среде.
Следующая экспозиция была своеобразным отрицанием предыдущей, что сказалось уже в самом отборе работ.
В экспозиции были рисунки, сделанные не только на альбомных листах, но и на плакатах, бланках, миллиметровке, календарных страничках, в тетрадях и книгах. Основой послужило несколько семейных собраний детских рисунков, относящихся не только к последнему времени, а включающих в себя работы 1960-х и 1970-х годов. Были представлены рисунки детей от 1,5 до 9 лет.
Оборудование выставки составляли обтянутые обоями и географическими картами планшеты, из которых были построены паровозик, вокзал, домики. Специально были изготовлены забор, который служил не только местом для экспонирования рисунков, но и для самостоятельного творчества, песочница. Белые картонные плоскости, произвольно оборванные по контуру с фрагментами обоев, изображали дерево и стену в комнате. Для экспонирования работ использовались также веревки с прищепками.
Из этого оборудования были построены двор с деревом и песочницей, окруженный домами и забором, паровозик и вокзал с часами и флажком на башне и детская комната с кубиками и игрушками на коврике в центре. Соответственно с тематикой комплексов были размещены рисунки: принцессы гуляли во дворе и на привокзальной улице, на дереве обитали птицы, кошки, пчелы и даже страшная рысь, в домах жили мамы, папы, бабушки и прочие знакомые, встречались, правда, мыши и тараканы. Транспортные средства расположились у вокзала. Военные действия происходили в одном из вагонов паровозика. Маленькие зрители могли играть, рисовать, строить, звонить в колокольчик, объявляя отправление поездов, словом, не только смотреть, но и активно действовать.
Экспозиция предназначалась для демонстрации спонтанного детского рисунка, линейного, легкого, скорее экспрессивного, чем декоративного. Основным цветом выставки был цвет листа бумаги. В белом окружении и на белом фоне не терялись не очень яркие карандашные рисунки. И общая атмосфера выставки также была задана белым цветом. Белизна окружающего пространства выявляла и подчеркивала эстетическое значение детского рисунка, и в то же время он мог жить в естественной для себя среде без вынужденной изоляции в застекленной раме.
Вероятно, сюжетно-игровой метод экспонирования детских работ наиболее соответствует, как природе детского рисунка, так и психологии маленького зрителя. Однако, если в жизни мир ребенка не является самодостаточным и существует только вместе с миром взрослых, то и выставки, состав которых ограничен детским работами, обладая безусловной ценностью, имеют низкую информационную насыщенность, так необходимую ребенку. Уже на выставке «Целый мир» мы старались преодолеть эту узость введением в витрины экспонатов из фондов музея, связанных с детскими работами по смыслу.
Более радикальная интеграция детских работ в музейные экспозиции возможна на дидактических выставках. Так, на выставке «Помощники художника» (ОМИИ, 1988 г.) работы детей были помещены в витрины, где демонстрировались доступные детям графические и живописные техники с подробными инструкциями. В экспозиции выставки «искусство бумажного листа» (ОМИИ, 1992 г.) работы, выполненные детьми, находились в непосредственном соседстве с произведениями из фонда музея и мастерских художников. Идея, ставшая в построении экспозиции главной связующе нитью, диктовала введение в нее не только детских работ, но и почтовых открыток, географических карт, игральных карт, денежных знаков и упаковок, т.е. предметов, которые традиционно объектом внимания художественных музеев не являлись.
Причина этого нам видится в стремлении современных музеев играть более значительную роль в жизни общества, чем просто хранилища произведений искусства. Просветительные и воспитательные функции, которые они на себя берут, неизбежно ведут к нарушению к установленных их профилем границ, к большему разнообразию экспонируемого материала. Идея музея жизни, концепция музея Н.Ф. Федорова, захватывает все большее число музейных деятелей. При подобном культурно-историческом подход к назначению музея в орбиту его интересов попадает и такое явление, как детский рисунок и возникают проблемы его экспонирования интеграции в музейные коллекции.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.