Архив
Рисунок в коллекциях омских музеев. Опыт организации дидактической выставки «Что умеет карандаш?»
- 09.07.2016
- Размещено: admin
- Категория: ГМИО Детское творчество Коллекция музея Музейная педагогика Музеология
Г.Ю. Мысливцева
РИСУНОК В КОЛЛЕКЦИЯХ ОМСКИХ МУЗЕЕВ И ЕГО ПРОПАГАНДА МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ «ЧТО УМЕЕТ КАРАНДАШ?» (ГОХМ «ЛИБЕРОВ-ЦЕНТР», 2003 ГОД).
Мысливцева Г.Ю. Рисунок в коллекциях омских музеев. Опыт организации дидактической выставки «Что умеет карандаш?» // Теория и практика развития в художественных музеях Сибири. Материалы региональной научно-практической конференции (5-10 октября 2004 г.). Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005. С. 198-203.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, выполняемое от руки с помощью графических средств – линии, штриха, пятна, тональных градаций. Это – основной вид графики, и в то же время – совокупность линейных элементов в картине или скульптурном рельефе.
Как в поэзии «Пушкин – наше всё», так в изобразительном искусстве «Рисунок – основа всего». Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. Она выходит за рамки собственно искусства, захватывая разные сферы человеческой деятельности, связанные с познанием и преобразованием мира (научно-вспомогательный, технический рисунок). И для художника рисунок имеет исключительное значение как средство изучения действительности, составляя основу художественного образования (учебный рисунок).
Рисунок – древнейшая форма творчества (наскальные изображения) и самый первый вид изобразительной деятельности ребенка (детский спонтанный рисунок). Самостоятельную ценность имеет станковый рисунок, отвечающий всем критериям законченного художественного высказывания. Но и подсобный материал для художника – набросок, эскиз – часто обладает выдающимися художественными качествами. В рисунке находит выражение и темперамент, и мировоззрение художника вместе с ключевыми идеями той или иной эпохи.
Как же представлен рисунок в музейных коллекциях, призванных сегодня не только сохранять и пропагандировать лучшие достижения мастеров в разных видах изобразительного искусства, но и документировать художественный процесс? Коллекции рисунка есть во всех четырех омских художественных музеях.
В ООМИИ им. М.А. Врубеля она самая богатая. Здесь имеются рисунки русских, западноевропейских, советских и постсоветских мастеров, в том числе учебные штудии слушателей Академии художеств XIX века и великолепный набросок И.Е. Репина. Связаны с историей художественной жизни Омска начала ХХ века рисунки их архива «короля писателей» А.С. Сорокина, среди которых есть работы В.К. Эттеля, называемого в свое время «русским Гойей». Не совсем традиционной для ООМИИ им. М.А. Врубеля, но чрезвычайно интересной, является коллекция архитектурной графики студентов Сибирского художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля (Худпрома), работавшего в Омске с 1920 по 1930 годы.
В Омском музее народного художника К.П. Белова имеется коллекция его рисунков, в том числе карикатур на студентов и преподавателей Худпрома им. М.А. Врубеля, полиграфическое отделение которого художник окончил в 1928 году. В этом же музее возобновлена традиция «Рисовальных понедельников», начатая в 1900-е годы Обществом художников и любителей изящных искусств Степного края. Собравшиеся в музее профессиональные и самодеятельные художники рисуют модель, либо приглашенную, либо выбранную из своего числа. Лучше работы остаются в музее.
В ГОХМ «Либеров-центр» формируется коллекция рисунков народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств А.Н. Либерова, его учителя, впоследствии народного художника Узбекской ССР В.И. Уфимцева, целого ряда выпускников ХГФ ОГПИ им. А.М. Горького, учившихся у профессора А.Н. Либерова. Целенаправленно комплектуется рисунок омских художников, окончивших Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, и рисунки детей, занимающихся в Детских художественных школах города и области.
Широко и разнообразно представлен рисунок в Городском музее «Искусство Омска», заявившем о себе, как о музее художественно-культурологического профиля. На примере коллекции этого музея можно проследить практически все разновидности рисунка, встречающиеся в художественном творчестве:
- Наиболее значимую часть собрания уникальной графики здесь, как и в других музеях, представляет станковый рисунок. В ГМИО есть рисунки жившего в 1980-х годах в Омске В.Н. Куликова, блестящего рисовальщика, выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (1979 г., мастерская Е.Е. Моисеенко). Виртуозны по технике исполнения «серебристые» карандашные работы А.В. Старцева, выпускника ХГФ ОГПИ им. А.М. Горького, ученика А.Н. Либерова. В числе последних поступлений – листы из серии «Документы» С.Н. Александрова и рисунок А.Е. Гуровой. Одной из самых интересных и общественно-значимых коллекций является подборка рисунков поэта-диссидента А.П. Кутилова, вместе с его архивом переданная музею его другом – литератором В.П. Великосельским.
- Учебный рисунок комплектуются в ГМИО со времени учреждения фонда «Художественное образование» в 1994 году. В нем есть учебные работы омских художников Е.Д. Дорохова и Г.С. Баймуханова. На ряде рисунков имеются показы построения отдельных элементов гипсовой головы, выполненные одним из лучших педагогов ХГФ – М.И Слободиным, художником-монументалистом, окончившим Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1963 г., мастерская А.А. Мыльникова). Уникальной можно назвать переданную в ГМИО Союзом художников коллекцию набросков, зарисовок, эскизов ушедшего из жизни художника А.А. Федосенко, охватывающую весь период его творчества, начиная с учебы в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в мастерской Е.Е. Моисеенко, и далее – огромный подготовительный материал к каждой картине мастера. От того, что в музеях Омска не осталось ни одной работы этого художника, ценность его архива только увеличивается.
- Наброски и зарисовки не являются традиционным для художественных музеев видом комплектования, тем не менее, в ГМИО хранится большая коллекция портретных набросков, выполненных в 1950-х – 1980-х годах омским художником П.С. Мухиным, окончившим в 1941 году Омское художественно-педагогическое училище, образовавшееся на базе Худпрома им. М.А. Врубеля. В тщательно прорисованных лицах людей советской эпохи в соответствии с идеалами социалистического реализма отразился жизнеутверждающий дух народа. Лаконичны и экспрессивны путевые зарисовки омского «шестидесятника» заслуженного художника России С.К. Белова. Недавно коллекция ГМИО пополнилась набросками заслуженного художника России Г.П. Кичигина, выполненными и с натуры, и по воображению. Они раскрывают творческий метод художника, основанный на парадоксальных соединениях реальности и фантазии.
- Спонтанный рисунок – этот термин был применен к детским рисункам, выполненным без руководства со стороны взрослых, по собственному желанию и усмотрению. Они дают богатый материал для педагогов, историков культуры, психологов и искусствоведов, исследующих ранние формы творчества. Сейчас коллекция детского спонтанного рисунка в ГМИО насчитывает около 200 единиц и активно используется в выставочной работе. В 1997 году была организована Выставка детского спонтанного рисунка с интересным подходом к решению экспозиции по сюжетно-образному, игровому принципу. В 2001 году работы из этой коллекции участвовали в выставке ГОХМ «Либеров-центр» «Мамы, принцессы, красавицы».
Таким образом, коллекции рисунка есть во всех художественных музеях Омска, однако, нельзя сказать, что они активно используются в выставочной деятельности. Специфика хранения не позволяет долго экспонировать рисунок в светлом помещении, поэтому ООМИИ им. М.А. Врубеля нечасто показывается русский и западноевропейский рисунок, а рисунки советского и постсоветского периода не экспонировались уже много лет, хотя их коллекция значительна.
Еще реже экспонируются в Омске привозные выставки рисунка. В 1997 году в Мраморном зале Врубелевского корпуса ООМИИ им. М.А. Врубеля прошла выставка «Города и люди» из коллекции СБС, где наряду с гравюрами русских мастеров XVIII – начала XIX века были выставлены рисунки из «Итальянского альбома» К.П. Брюллова. В 1998 году в ООМИИ им. М.А. Врубеля показывались рисунки тушью ишимского художника Рудольфа Симанова. Выставка геометрически-символических рисунков томского графика В.Н. Долгова «Исследование пространств. Омск-Томск» прошла в ГОХМ «Либеров-центр» в 2004 году. Омский музей народного художника К.П. Белова ежегодно организует отчетные выставки работ участников «Рисовальных понедельников», демонстрируя сохранение в рисунках традиций реалистической школы.
Тем не менее, музеи Омска еще недостаточно используют свои коллекции и экспозиционные возможности для пропаганды искусства рисунка. Проведение в Томске триеннале «Рисунок России» заставило многих художников серьезнее отнестись к этому виду искусства, а музеи – задуматься о своей просветительской роли в этом вопросе.
Идея дидактической интерактивной выставки «Что умеет карандаш?» зародилась в «Либеров-центре» еще в 2000 году (куратор Г.Ю. Мысливцева). Музей уже имел опыт создания дидактических «материаловедческих» выставок, какой была многократно восстанавливаемая экспозиция «Цветные мелки по имени Пастель» (куратор Г.Ю. Мысливцева). Задачей новой выставки было – рассказать посетителям музея (детям и взрослым) о таком привычном и знакомом каждому инструменте, как карандаш, и познакомить их с выразительными средствами карандашного рисунка. Сделать это хотелось не в назидательной, а в игровой форме с приглашением зрителей к самостоятельному творчеству.
Для того, чтобы показать насколько широка сфера применения карандашного рисунка, даже в рамках изобразительной деятельности, было решено показать станковые работы (причем, лучшие образцы, имеющиеся в мастерских омских художников и в коллекции «Либеров-центра»), наброски и зарисовки с натуры и по воображению, учебные работы студентов факультета искусств ОмГПУ по дисциплине «академический рисунок», рисунки детей (начиная с 2-х лет), выполненные как самостоятельно, так и под руководством педагога (ДХШ № 5 и ДШИ № 18). Интересно, что переводящееся с тюркского как «черный камень» (т.е. графит) слово «карандаш» впоследствии стали применять и для цветных грифелей, вставленных в деревянную трубочку. В связи с этим особое пространство на выставке было отведено рисункам, выполненным цветными карандашами.
Выставка расположилась в 3-х залах и коридоре второго этажа. Она состояла из следующих разделов: «Графит», «Рисунок», «Детская комната». В коридоре образовалась небольшая экспозиция из детских рисунков с птицами, получившая название «Птичник».
Помимо рисунков разного рода на выставке экспонировалось множество предметов, связанных с рисованием. В центре экспозиции первого зала находился чистый графит (применяемый в технике). Посетители могли убедиться в том, что он оставляет след, но при этом, царапает и рвет бумагу. В витрине находились сложенные из цветных и графитных карандашей, ластиков, точилок сюжеты с домиком, лесом, небом и дождем. Там же экспонировались пенал в форме карандаша, блокноты для записи «под карандаш», карандашницы, карандаши-великаны и автоматические карандаши. В следующем зале размещались гипсы и натюрморт из предметов разной формы и фактуры – вещей, необходимых при обучении академическому рисунку.
Дождь из цветных карандашей, подвешенных на ниточках в «Детской комнате», организовал, «держал» пространство этого зала, где также были сосредоточены иллюстрированные тексты стихов и песен о карандашах и рисунках. На одной из стен размещались написанные цветными карандашами и снабженные занимательными картинками загадки про карандаши. Например, «Он на белом-белом поле оставляет черный след», «С черным клювом, все языки Вселенной знает», «Что общего у карандаша и ботинка?»
Поиск информации о карандаше и графите в словарях (в том числе в Словаре живаго великорусскаго языка В. Даля), энциклопедиях, Интернете дал такой интересный материал, что его не хотелось помещать в традиционной, напечатанной на компьютере и помещенной в раме под стеклом аннотации. Кураторами было принято решение написать весь текст от руки на полосах ватмана (обязательно графитным карандашом ), и поместить его «информационной полосой» вдоль стен каждого зала под экспонируемыми произведениями. Эта работа была выполнена художником Евгением Дороховым. Весь текст был (не без иронии) проиллюстрирован картинками, сканированными из журнала «Веселые картинки», где одним из персонажей был Карандаш, и других книг. Среди них были нарисованные молекулярные модели графита и его «родственника» – алмаза, фантики от конфеты «Кара-Кум», звездное небо, поскольку частички графита обнаружены в космосе, в веществе, из которого образуются звезды.
«Информационная полоса» организовала пространство двух залов. В первом – она перекликалась с помещенными на полу, на низких планшетах набросками, которые используются художниками в качестве вспомогательного материала при работе над крупными произведениями. Во втором – камертоном ей служили гипсы.
Большое значение при организации выставки имело устройство интерактивных зон. Они сосредоточились в «Детской комнате». Помимо стола и бумаги для самостоятельной работы, здесь размещалась горизонтальная полоса обоев для любителей рисовать на стенах. Новые, созданные зрителями рисунки находили себе место в экспозиции.
В коридоре сверху свисала вертикальная полоса обоев и карандаш на ниточке для ответа на вопрос: «А как еще можно использовать карандаш?». К завершению работы выставки вся она была исписана предложениями нестандартного применения карандаша, например, в качестве китайских палочек для еды или смазки дверных петель…
Работа над данной выставкой позволила выявить в нашем городе круг художников-графиков, хорошо владеющих техникой рисунка графитным карандашом. Это – Геймран Баймуханов, Оксана Воронова, Анастасия Гурова, Евгений Дорохов, Александр Капралов, Георгий Кичигин, Виктор Маслов. Из работ прошлых лет были показаны рисунки Николая Бабина (1948-1982) и Анатолия Старцева, а также томского графика Николая Коробейникова.
Выставка пользовалась популярностью у зрителей. Отдел музейной педагогики проводил на ней не только интерактивные экскурсии, но и всевозможные конкурсы, праздники карандашей. Студенты и учащиеся художественных школ в занимательной форме знакомились с искусством рисунка на высокохудожественных образцах современной графики.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.